Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина
Икона «Сошествие во ад Иисуса Христа» по своей значимости занимает самое важное место среди всех икон Православной Церкви, как и сам праздник Светлого Христова Воскресения – самый главный праздник в церковно-благодатной жизни народа Божьего.
Богочеловек Иисус Христос родился от Приснодевы Марии и пришел в наш искаженный грехом мир, чтобы победить грех и смерть Своей собственной Крестной смертью и Своим Светоносным Воскресением.
Сразиться со смертью и победить ее мог только один единственный Человек, в котором не было никакого греха, никаких грешных мыслей и чувств.
Дьявол рассчитывал через Голгофскую смерть уничтожить Иисуса Христа, а Его душу взять к себе в адский плен, ведь, как он считал, не может быть безгрешных людей, все должны быть подвластны ему.
Но все оказалось иначе. Богочеловек умер на Кресте. Но в Нем не нашлось и тени греха, за который рассчитывал ухватиться ад. И вот они встретились: ад – темница всех душ людей, от века живших на земле, – и Богочеловеческая душа Иисуса Христа. Открылись двери ада, чтобы принять нового Пленника и навсегда захлопнуться за Ним.
В богослужении утрени Великой субботы так говорится об этом: «Ад, встретив Тебя, Слово, огорчился, видя смертного обоженным, изъязвленного ранами и вместе всесильным, и онемел от сего страшного вида» (тропарь 4-й песни канона в русском переводе). «Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим, ибо Ты, Державный, был положен во гроб, живоначальною дланию (рукою. – Прим. авт.) расторг ключи смерти и возвестил сидевшим там от века неложное (истинное. – Прим. авт.) избавление, сделавшись первенцем из мертвых, Спаситель» (тропарь 6-й песни канона в русском переводе).
«Уязвлен в сердце ад, принявший Прободенного копием в ребра, и стенает, истощаемый огнем Божественным ко спасению нас, поющих: благословен Ты, Бог Искупитель» (тропарь 7-й песни канона в русском переводе).
Такими словами описывает победу Христа Спасителя над адом богослужение Православной Церкви, выражая мысли Священного Предания.
Об этом событии говорит и Священное Писание: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице (в аду. – Прим. авт.) духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 18–19).
Эту победу Господа Церковь радостно провозглашает всем людям: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь. – Прим. авт.) даровав» (тропарь Пасхи).
Своим живописным символическим языком Церковь являет истину Христовой победы в иконе Воскресения «Сошествие во ад».
В ослепительном сиянии Божества душа Иисуса Христа стремительно врывается в темницу человеческих душ, где царят безнадежность, уныние и отчаяние. Разбивается вдребезги адская сила. На иконе это образно показывается разрушенными дверями ада, которые попирает Христос. Разлетаются в разные стороны замки ворот. Ликуют древние праведники и пророки, верившие в победу Бога над бессмысленностью смерти и адских мучений. Из состояния гробового оцепенения пробуждаются человеческие души, услышав в аду громоподобную евангельскую проповедь Иисуса Христа. Из адского состояния мрака и безнадежности Господь выхватывает родоначальника человеческого рода Адама и праматерь всех людей Еву. Всех поверивших евангельской проповеди Господь выводит из адского состояния отчаяния и скорби, поселяя в душах уверовавших ликующую радость победы вечной жизни. Все они вместе со своим Избавителем устремляются в Небесное Царство Вечного Бога.
А дьявол со своим воинством и те человеческие души, которые не захотели принять проповедь Богочеловека о победе Божией любви, прячутся в адских глубинах. Бог дает им возможность спрятаться от лица Сына Божиего вплоть до Страшного суда.
На некоторых иконах Воскресения Христова изображается и сатана, которого ангелы сковывают цепью, лишая абсолютной власти над человеком. Люди же обретают возможность вследствие победы Христовой – Светлого Христова Воскресения – уже в земной жизни вести бой с грехом, освящать свой внутренний мир светом Евангелия и действием Божественной благодати.
Икона Воскресения Христова рассказывает не только о событии двухтысячелетней давности, она отражает постоянно совершающееся в земном мире пробуждение человеческих душ от духовной спячки и освобождение от уз дьявольского плена. В состоянии духовного оцепенения люди живут удовлетворением только своих телесных потребностей и собственных амбиций. Подлинное счастье, за которым гнались, куда-то делось, светлая радость из жизни ушла, страсти и холодное равнодушие заполнили души. Есть ли выход из такого состояния «гнилого болота»?
В книге Откровения святого Иоанна Богослова есть очень важные слова, с которыми Иисус Христос обращается к каждой человеческой душе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).
Слово «вечерять» означает ужинать на празднике, торжестве. Господь разными жизненными обстоятельствами стучится в двери нашего сердца, но насильно туда врываться не будет. Бог даровал людям право свободного выбора своих жизненных путей и решений и никогда его не отнимет. Если человек открывает Христу вход в свое сердце и старается жить по воле Божией, жизнь начинает меняться. Светлеет в душе, не только становится иным внутреннее состояние уверовавшего, но и многое меняется вокруг. Человек перестает «существовать» и начинает «жить», начинает ощущать вкус духовной свободы от жестокой власти греха.
Духовное выздоровление и благодатное преображение грешного человека дает ему возможность ощутить подлинную радость и обрести вечное счастье – блаженство, которое, начинаясь на земле, во всей полноте раскроется в вечном мире Божиего Небесного Царства, в которое нас всех зовет Воскресший Иисус Христос!
Христос Воскрес для того, чтобы и мы воскресли духовно и телесно!
Самая необычная Пасха в моей жизни
Пасха. Опыт Воскресения Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|