Автор: протоиерей Борис Балашов
Когда Иисусу было 12 лет, Он пошел со Своей Матерью и Иосифом в Иерусалим, в храм. 12 лет – это возраст, когда еврейский мальчик уже мог участвовать в богослужении и, таким образом, входил в общество взрослых мужчин. По еврейским законам каждый израильтянин должен был трижды в год приходить в Иерусалимский храм: на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей.
Галилеяне – родственники, друзья, соседи – собирались вместе и шли большими караванами в этот нелегкий путь. Таким же образом и возвращались обратно. И вот, когда караван паломников возвращался домой из Иерусалима, Божия Матерь сразу не обратила внимания на отсутствие Иисуса: Он мог идти где-нибудь с родственниками, соседями или друзьями. На привале выяснилось, что Иисуса в караване нет. Родители вернулись в Иерусалим, все обыскали и пришли в храм, где, к своему удивлению, увидели Его, разговаривающего с еврейскими книжниками. Это были не священники, а люди, которые имели хорошее богословское образование – народные учителя.
И вот эти мудрые люди сидят и разговаривают на равных с двенадцатилетним ребенком о Законе и его смысле. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление. Удивительно, что здесь, в Иерусалиме, сразу же узнали по произношению, что это не иерусалимский мальчик. Но в далекой Галилее никаких серьезных училищ, где обучали бы детей древнееврейскому языку и Священному Писанию, не было. А этот ребенок говорит с ними о Писании, язык которого давно перестал быть разговорным. Естественно, они были удивлены осведомленности мальчика. Толкование Священного Писания у евреев всегда ориентировалось на авторитет какого-либо учителя-раввина. Простые люди, а тем более дети, не могли сами толковать Библию, а Иисус, не ссылаясь ни на чей авторитет, спокойно говорит с ними о Законе. И они ничего не могут возразить Ему.
Конечно, Матерь Божия надолго запомнила этот эпизод. Но полного понимания того, что сейчас произошло с Ее Сыном, пока тоже не было. Постепенно, с возрастанием Христа, Она все глубже проникала в эту тайну, тайну Его личности, тайну Его Богочеловечества. Сейчас Она говорит Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). И слышит удивительный ответ: Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Отрок Иисус говорит не о земном отце, не об Иосифе, Он говорит об Отце Небесном.
Все эти слова Матерь Божия слагала глубоко в Своем сердце и, конечно, осмысление их пришло позднее. Иисус же, сказав об Отце Небесном, остается в подчинении у Своих земных родителей. Он признает законы человеческого общества. Родители имеют над Ним свою власть, и Он это не отрицает. Отрок Иисус вернулся туда, где и жил – в Назарет и преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). Этот случай в Иерусалиме показывает, что Спаситель в двенадцатилетнем возрасте великолепно понимал Свое Богосыновство.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "Христос и мы"
"Христианская жизнь", Клин, 2007
Святая юность. Заметка об иконографии юных лет Иисуса Христа Автор: епископ Балашихинский Николай В Священном Писании почти не рассказывается о юности Иисуса Христа. В то же время существует немало изображений, где Спаситель представлен не Младенцем, но ещё и не пришедшим в тот возраст, когда Он явил Себя миру - яко лет тридесять (Лк. 3:23). Об отроческих годах Спасителя упоминает лишь евангелист Лука, который приводит подробное описание события, происшедшего в Иерусалимском храме.
Иконография детства Спасителя Автор: Епископ Николай (Погребняк) Иконография ранних лет земной жизни Спасителя разработана достаточно подробно; в ней представлено все, о чем говорит Святое Евангелие, а также многое из того, о чем сообщают апокрифические сочинения. В нашей заметке приведены сведения о некоторых иконографических сюжетах детства Спасителя, в том числе и достаточно редких.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|