Автор: Протоиерей Борис Балашов
Знание о Боге мы получаем ежедневно, ежечасно, можно сказать, в каждый момент нашей сознательной жизни. И источник этого знания - окружающий нас мир. Любуясь звездным небом, провожая взглядом стремительный полет ласточки, наблюдая за гусеницей, ползущей по травинке, мы узнаем об их Творце, сотворившем вся. Мир наш поразительно мудро устроен. Множество ученых из разных стран изучают его, пытаясь проникнуть в тайны атома, живой клетки, строения галактик, и открывают закономерности, по которым движется материя.
Мир находится в удивительно гармоничном порядке: звезда со звездой не сталкивается, орбиты планет не пересекаются. И на всех уровнях материального мира все удивительно точно и четко кем-то продумано и устроено. Ученые эти закономерности выражают в математических формулах, и все же они только открывают то, что существует независимо от нас, от нашего разума. Но если эти законы придуманы, установлены не нами, то кем?
Посмотрите на живую природу - там тоже можно увидеть много интересного. Возьмем, к примеру, пчел. Они собирают пыльцу с цветов, вырабатывают мед и воск, а из воска строят математически оптимальные шестигранные домики - соты. Ученые, сколько ни бьются над этим, не могут ни смоделировать, ни повторить эти процессы - ни сделать настоящий воск, соответствующий пчелиному, ни мед, ни прополис. А пчелы математику не изучали, однако, уже тысячелетия по всей Земле так мудро работают.
Ученые говорят, что пчелы разума не имели и не имеют. Как же они могут производить эту сложную работу, не обучаясь ни в школах, ни в институтах? Нам отвечают: инстинкт. Не будем спорить, но ведь кто-то должен был заложить в них этот инстинкт, предварительно "смоделировав" этот процесс.
Если мы приходим на завод или фабрику и видим автоматическую линию, которая производит ряд операций, то вряд ли мы скажем: "Какие умные станки!" Мы можем сказать: "Какие толковые инженеры, какие умные конструкторы разработали эту автоматическую линию!" В принципе, мы и пчелу тоже можем сравнить с неким автоматическим устройством, в которое заложена определенная программа - инстинкт, - и оно ее выполняет. Но программа кем-то должна быть составлена. Пчелой? Нет. Она этого сделать никак не могла, не обладая разумом. Человеком? Но человек и до сих пор не может разобраться в этой программе. Кем же?
Вот мы и говорим о Боге - о Том, Чей Разум устроил наш мир, рассчитал, продумал, наделил его красотой, которая является отражением Красоты Божественной. Из окружающего нас мира мы многое можем узнать о Боге, о Его Разуме, о Его Вечности, о Его Премудрости. В Библии мы читаем слова апостола Павла о Боге: Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6, 16). По Своему существу Бог непостижим, но все же что-то мы о Нем узнать можем, изучая природу и самих себя. По словам апостола Павла: Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).
Я приведу слова ученых, известных во всем мире и внесших крупный вклад в науку.
Андре Мари Ампер: "Познанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства".
Карл Линней: "Бог прошел мимо меня, я не видел Его лицом к Лицу, но отблеск Божества исполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел свет Божий в Его творениях, даже в самых мелких, незаметных".
Макс Планк: "Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая - ставит Бога в начале, а вторая - в конце всех мыслей. И религия и наука нисколько не исключают друг друга".
Но самое полное знание о Боге мы можем получить из Его Откровения, из того, что Он Сам раскрывает нам о Себе, главным образом - в Евангелии. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18).
Какой Он, чего Он хочет от нас, для чего Он нас сотворил? Все это мы можем узнать через Сына Божия. Жизнь Его, Его учение открываются нам в Священном Писании. Евангелие - это как бы письмо Божие, обращенное к нашей душе, в котором Бог раскрывает Свою любовь к нам, Свою заботу о нас, освещает путь к Жизни Вечной и зовет к Себе, никого не принуждая, ничью волю не насилуя, но зовет и обещает настоящее, Вечное счастье, Вечное блаженство тому, кто сохранит Ему верность на этом пути. Однако Господь заранее говорит, что этот путь нелегок. Нелегок, потому что человек с помощью Божией должен преодолеть греховность в себе, в своем собственном сердце. Преодолевая грех с Божией помощью, человек преодолевает и смерть и становится ей неподвластен. Поэтому смерть христианина не есть его конец, а есть переход из жизни временной, где есть грех, в Жизнь Вечную, где греха нет - где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. К этой бесконечной жизни нас и зовет Господь.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке?". "Христианская жизнь", Клин, 2009
Фото: Геннадий Алексеев
Вечный вопрос теодицеи: Бог-Любовь и существование зла в мире
Со страхом Божиим Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|