Автор: А.И. Осипов, профессор богословия Московской духовной академии
На первый взгляд о духовной жизни достаточно говорит двухтысячелетний опыт Церкви в лице её святых подвижников, их огромного письменного наследия. Однако понимание этого опыта современным человеком, выросшим в условиях глубоко материалистической цивилизации, встречает огромные трудности.
Святые отцы свои наставления давали всегда в строгом соответствии с духовным уровнем тех, кому они предназначались. «Просто так», «для науки» подвижники не писали. Поэтому многие их советы, обращенные к монахам и отшельникам высокой жизни, и даже к тем, которых в древности именовали новоначальными, оказываются совершенно неприемлемыми для современного христианина, незнакомого и с азами христианской веры.
Святитель Игнатий и явился одним из тех подвижников-писателей, кто смог «переложить» опыт богопознания святых отцов на язык, доступный современному христианину. Многие из тех, кто горячо и искренно ищут правильный путь духовной жизни, обращаются именно к его творениям.
Каковы же основные положения учения святителя Игнатия о духовной жизни? Это вера во Христа, добрые дела и подвиги, борьба со страстями и грехами, молитва. Коротко остановимся на первом из них.
«Начало обращения ко Христу – в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает свою нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния», – пишет свт. Игнатий.
В этих словах обращает на себя внимание глубоко духовная мысль о том, что не убеждение рассудка, а покаяние является первичным условием спасительной веры во Христа. Святитель подчеркивает: не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал и Воскрес, «начало обращения ко Христу», а в познании «своей греховности, своего падения», из которого только рождается истинная вера в Него...
Вопрос о том, как приобрести веру во Христа, является центральным в духовной жизни. Святитель Игнатий прекрасно показал его логику: только видящий себя погибающим нуждается в Спасителе. Духовно «здоровым» Он не нужен. Поэтому видение своего греха является основной задачей жизни христианина и одновременно главным критерием истинности его духовного пути. Как писал преподобный Петр Дамаскин, «начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть (т.е. видеть. – Прим. ред.) свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку». Это есть то спасительное смирение, о котором Святитель произносит замечательные слова: «Смирение и рождающееся из него покаяние – единственное условие, при котором приемлется Христос! …Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами»...
Правильное понимание веры христианской можно проиллюстрировать на таком примере. Человек верит, что он смертен, но не думает об этом и живет, как бессмертный. Но вот заболел раком – и тогда прилагает все усилия, чтобы спастись. Именно такая же напряженная борьба за спасение души является истинной христианской верой, а не её подмена – рассудочное принятие вероучения и внешнее соблюдение церковной дисциплины жизни.
Полную версию этой статьи можно прочитать на сайте www.alexey-osipov.ru
Фото: mpda.developer.stack.net
Законы духовной жизни
Как научить ребенка духовной жизни?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|