Автор: Иеромонах Николай (Летуновский)
1. Смысл смерти
Со времени грехопадения первых людей в Раю перед человечеством и всем тварным миром не было более актуальной и неизбежной проблемы, чем смерть. Господь сказал Адаму: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). Смерть горька (1 Цар. 15:32) и мучительна (Деян. 2:24)2.Человек пребывает в "тени смертной" (Мф. 4:16), поскольку смерть - последствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Быт. 2:17; Рим. 5:12; 6:23). Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть смерти (Рим. 6:16; 8:6; 1 Кор. 15:56; Евр. 2:14-15; Иак. 1:15). Человек встречается с ней на каждом шагу, она стала тенью каждого земного создания, его обязательным и неизбежным концом. Она всегда рядом, как и жизнь; раз человек родился, то он должен и умереть.
В разное время эту проблему решали по-разному. Одни пытались ее не замечать, другие, напротив, готовились к ней всю свою земную жизнь, третьи искали и желали ее как освобождения души из темницы плоти (ср. взгляды неоплатоников, в первую очередь Плотина и Прокла, а также см.: Иов. 3; 6:8-13; Иона 4:8). Но все же, несмотря на очевидную неотвратимость, смерть остается одним из самых загадочных явлений в нашем мире, ей посвящено множество трактатов, начиная от древних мыслителей и заканчивая самыми последними исследованиями современных ученых, которые, тем не менее, не намного приблизили нас к постижению таинства смерти.
Со смертью связан и другой, не менее, а может даже и более важный вопрос: а существует ли жизнь после смерти? И снова люди неоднозначно на него отвечают. А ведь от ответа на этот вопрос зависит вся земная жизнь человека.
В данной работе будет представлено понимание этих вопросов христианами первых веков, которое, несмотря на ветхозаветное и эллинистическое влияние резко отличалось от представлений их современников. Христос есть жизнь, Он - Победитель смерти, поэтому верующим в Него смерти бояться не следует, ибо после нее - вечная жизнь со Христом. И все же, если Бог ее не избежал, стоит ли нам забывать о смертном часе? - Нет, т.к. по учению святых Церкви смерть есть переход из земной, краткой жизни в жизнь вечную. Но, несмотря на всю краткость земного пребывания ("Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" (Пс. 89:10)), именно земная жизнь человека является определяющей для человека с точки зрения вечной жизни.
По восприятию ее приближения и по самой смерти можно определить даже святость человека, по слову ап. Павла: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7).
При этом из всех земных существ только люди задумываются над смертью. Животное проводит свои дни, даже не подозревая о ней, и потому заботиться лишь о том, что необходимо в данный момент. Иначе обстоит дело с людьми. Человек, благодаря разуму, которым наделил его Бог, живо осознает, что он смертен.
Но как и где избежит кто-либо смерти, этого последнего врага (1 Кор. 15:26), который угрожает нам разными способами?
Смерть, наш неразлучный спутник, обогащает жизнь разумного человека ожиданием вечности и чувством ответственности и долга. Ибо без ощущения вечности не родится в глубине души чувство долга по отношению к Богу и чувство ответственности по отношению к ближнему.
По этим причинам люди всех времен и народов напряженно размышляли о смерти и со страхом искали ее смысл, чтобы умирить свою тревожную жизнь. Проблема смерти настолько существенна для человека, что нет такой религии - от самой примитивной до христианской, - которая бы не признавала важности и значимости смерти.
Восточные религии, не признавая никакой ценности ни земной жизни, ни человека, в этом мире видят только зло. Поэтому такие религии как индуизм, буддизм и подобные им провозглашают, что смерть - это освобождение от зла и всевозможных страданий.
Геродот и Филистимон свидетельствуют, что некоторые племена встречают новорожденных младенцев плачем и рыданиями, умерших же провожают криками и ликованием, считая их счастливыми. Подобные представления были характерны для язычников, не знавших света Божественного Откровения. Микенцы испытывали глубокую скорбь и страх, когда думали о смерти, однако же верили, что человек и после смерти продолжает жить.
Для грека гомеровских времен только земная жизнь имеет ценность, смерть же рассматривается, как великое зло, она губит человека, приводит его к страданиям и лишает радостей жизни. Душа, которая является жизненной силой, в час смерти покидает человека и идет в Аид, где блуждает, как бесплотный призрак, сохраняя, однако, форму тела. У этой души остается разум, но духовная сила отсутствует3. Ее жизнь в Аиде ущербна и бесполезна. Мертвые достойны лишь оплакивания, поскольку лишились радостей и наслаждений; они бессильны что-либо сделать. В надгробных надписях древних греков в большинстве случаев говорится о том, что умерший был хорошим и мудрым. Это делалось для того, чтобы являть живым достойный пример для подражания4. В эпитафиях "нет упоминаний о жизни после смерти /…/ Идеи представления о вознаграждении и наказании после смерти за хорошую или дурную жизнь еще не известны, /…/ что объясняется общим отношением к смерти у греков того времени"6.
Представления о смерти у других древних народов той же эпохи существенно не отличаются от гомеровских. Вавилоняне верили, что умерший осужден пребывать неподвижно в глубоком и непроглядном мраке подземного мира, где царит полное забытье. Не существует критерия, по которому можно определить с ясностью праведного и неправедного. Позднее у них появляется тема воздаяния и наказания, и они считают, что только герои после смерти отправляются в страну блаженных.
Египтяне верили в бессмертие души и не считали, что души снова возвращаются на землю. Они также верили, что душа связана с телом после смерти, поэтому и строили гробницы и бальзамировали тела умерших, чтобы сохранить их и после смерти, как опору и жилище души. Рядом с бальзамированным телом клали пищу и предметы быта, чтобы обеспечить блаженство души после смерти.
Эти представления свидетельствуют о том, что дохристианский мир жил в страхе перед смертью.
Со временем представления менялись, и уже Еврипид утверждает, что мертвые живут после смерти и узнают друг друга в Аиде6. В античной мысли смерть рассматривалась как освобождение души от уз и тягот земного бытия, а философия трактовалась как подготовка и путь к смерти. Естественному страху перед смертью противопоставлялось убеждение в бессмертии души.
Роль глубокого исследователя в этом вопросе принадлежит Платону. Согласно ему, душа - это частица божественной сущности, по природе она бессмертна и дает жизнь и движение телу7, а смерть - благо и нечто желанное для нас, это исцеление и спасение от болезни (а болезнь - это сама по себе земная жизнь, когда душа заключена в тело). Поэтому истинные философы всегда желают смерти и размышляют о ней. Благодаря Платону исследование смерти стало излюбленной темой философии.
Римские поэты и философы во многом следуют греческой мысли в вопросе о смерти. Цицерон (106-43 гг. до Р. Х.) верил в посмертную жизнь, которую считал единственной истинной жизнью8. Вслед за Платоном он говорит, что ждать смерть надо без страха, поскольку смерть вводит нас в лучшую жизнь, ибо душа бессмертна. Поэт-лирик Гораций (65 г. до Р. Х. - 8 г. по Р. Х.) стремился к бессмертию и выражал уверенность, что он победил смерть благодаря своему духовному труду. Эпикур (341-270 гг. до Р. Х.) верил, что душа после смерти разрушается, т. к. она состоит из частиц.
Смерть не является концом, она - начало истинной жизни, которая ожидает нас за гробом. Христос, "воскресение и жизнь" (Ин. 11:25) пришел, был распят и вознесся на Небеса и ожидает нас, ибо Он нас заверял: "иду приготовить вам место" (Ин. 14:2). Таким образом, смерть открывает нашу бесконечность и вечность. Поэтому всякий христианин обдумывает и осмысляет смерть, ибо земная жизнь - поле сражения, где происходит великая битва за бессмертие и беспредельную вечность.
2. Смерть и погребение
Еще в доисторические времена люди проявляли заботу о погребении умерших. Эта забота, проявлявшаяся в весьма разнообразных формах, свидетельствует о веровании в некое продолжение жизни человека после смерти.
С незапамятных времен человек считал необходимым почитать мертвых и оставаться в общении с ними.
В Израиле, как и у соседних народов, быть лишенным погребения считалось ужаснейшим несчастьем (Пс. 78:3 сл.). Это одна из самых страшных кар, которой пророки угрожали нечестивым (3 Цар. 11:13; Иер. 22:18-19).
Поэтому израильтянин проявляет большую заботу о приготовлении своего погребения, по примеру Авраама (Быт. 23 - повествование об устроении гробницы патриархов). Похороны являются основным долгом сыновей умершего (Быт. 25:8 сл.; 35:29; 50:12 сл.; Тов. 4:3 сл.; 6:15; 14:10 слл.). Это дело благочестия, лежавшее во времена войны на обязанности войск (3 Цар. 11:15) и каждого верного Израильтянина (в книге Товита подчеркивается этот долг: 1:17-20; 2:4-8; 12:12 сл.).
Траурный обряд, встречающийся у соседних народов, очень сложен. Это:
- пост (1 Цар. 31:12; 2 Цар. 1:12; 3:35);
- разодранные одежды (Быт. 37:34; 2 Цар. 1:11; 3:31; 13:31);
- ношение вретища (Быт. 37:34; 2 Цар. 3:31; 14:2; Иез. 7:18);
- остригание волос, нарезы (Ам. 8:10; Мих. 1:16; Ис. 22:12; Иер. 7:29; 16:6; 48:37; 49:3). Этот обычай был запрещен во Втор. 14:1 и Лев. 19:27 сл., вероятно, потому, что он имел место и в культе Ваала.
- плач (2 Цар. 1:12, 17-27; 3:13 сл.; 13:36; 3 Цар. 13:30; Ам. 5:16; Иер. 22:18; 34:5).
Все эти обычаи - не только проявление горя, они имеют и ритуальный аспект, первоначального значения которого мы не знаем. В Израиле, где вера исключает всякий культ мертвых, эти обряды имели целью, прежде всего, доставить умершему состояние покоя, когда он "почит с отцами своими", "приложившись к народу своему" (Быт. 25:8; 35:29; 3 Цар. 2:10; 11:43).
Не быть погребенным навлекает проклятие Божие (Втор. 21:23; 3 Цар. 14:11; Иер. 16:4), забота о могилах тесно связана с семейным благочестием (Быт. 23; 49:29-32; 50:12 сл.), поэтому иудеи устраивали погребальные трапезы (Иер. 16:7) и даже приношения на могилы усопших (Тов. 4:17).
"Бог не сотворил смерти" (Прем. 1:13), "Он создал человека для нетления, /…/ но завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем. 2:23 сл.). Она свидетельствует о присутствии греха в мире.
В Евангелиях современники Иисуса сохраняют ветхозаветные обычаи погребения (Мк. 5:38; Ин. 11:38-44). Иисус не осуждает этих обычаев, даже когда говорит, что призыв следовать за Ним важнее священного долга похоронить своего отца (Мф. 8:21 сл.). Он заранее чувствует все бесчестие Своей смерти, лишенной погребальных почестей (Мк. 14:8). В действительности эти почести были Ему оказаны Иосифом Аримафейским - наспех из-за приближения праздника (Мк. 15:46 сл.). Но когда жены пришли в пасхальное утро помазать тело ароматами и тем дополнить это спешное погребение (Мк. 16:1 сл.; у Ин. 19:39 сл.: тело Иисуса уже получило это помазание в вечер своей смерти), они услышали возвещение Ангела: "Его здесь нет - Он воскрес" (Мф. 28:6). Традиционный обычай христианского погребения мертвых в катакомбах и на кладбищах (coemeterium = усыпальня - место сна, упокоения; ср. 1 Фес. 4:13) основан именно на этих повествованиях.
3. Воззрения на смерть в Римской империи
Народы, завоеванные империей Рима, оказывались в религиозном и духовном вакууме и теряли веру в своих народных богов, неспособных защитить их от чужеземного нашествия, но религиозный синкретизм Рима и его культ императора не способен был утолить духовный голод порабощенных народов. Различные языческие религии предлагали людям бόльшую духовную и эмоциональную помощь, чем культ императора, и в них христианство нашло своего самого серьезного соперника.
Из Фригии Рим позаимствовал культ Кибелы, "великой Матери земли". Главным ритуалом поклонения этой богине плодородия являлось изображение смерти и воскресения ее возлюбленного Аттиса. Очень близко этому фригийскому культу поклонение египетской богине Исиды, где также были задействованы смерть и воскресение. Наконец, поклонение персидскому богу Митре привлекало прежде всего солдат Римской империи.
С митраизмом связан культ чудеснорожденного бога-спасителя Митры, который противостоит злу9.
Поэтому можно говорить, что благодаря влиянию этих культов, люди не увидели ничего странного в требованиях христианства. Они уже слышали о боге-спасителе и о его смерти и воскресении. Здесь смерть не воспринималась как нечто отрицательное, напротив, она являлась неким необходимым моментом, который дόлжно преодолеть, на пути к иной, новой жизни.
Египтяне, одни из ближайших соседей иудеев, верили в воскресение не только душ (которые по их понятиям были бессмертны, но не все, так как у человека было 5 душ), но и тел. В ранний период египетской истории покойников хоронили по краям пустынь, окружавших долину Нила. Сухой песок и жаркое солнце высушивали тела, и они хорошо сохранялись в своих неглубоких могилах. Со временем египтяне пришли к вере в то, что тело является домом души и что в своем загробном существовании душа нуждается в имуществе, каким владела в земной жизни. Когда могилы стали делать большими и глубокими, солнце уже не могло высушивать тела покойников. Поэтому египтяне пропитывали тела солью, наполняли специальными препаратами и пеленали (то есть мумифицировали), внутренности и мозг удаляли и заполняли тело смолистой мастикой. Мумию клали в саркофаге и запечатывали в гробнице, куда помещали и различные необходимые (на их взгляд для покойника) вещи. Очевидно, именно так набальзамировали и положили в гроб тело Иосифа (Быт. 50:26: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте").
Сами иудеи представляли загробную участь как сошествие в страну теней (шеол). Но в то же время их не покидала надежда на воскресение. Как писал пророк Данил: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда" (Дан. 12:2, 3).
Продолжение статьи
1. Вниманию читателей предлагается переработанная и сокращенная первая часть магистерской диссертации иеромонаха Николая (Летуновского) "Богословское и литургическое осмысление смерти в раннем христианстве". Работа, написанная под руководством священника Михаила Желтова и рецензированная М. С. Красовицкой, была защищена на кафедре Литургического богословия православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в 2005 г.
2. "Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (Деян. 2:24). В переводе еп. Кассиана (Безобразова) этот стих звучит следующим образом: "Бог Его воскресил, разрешив муки смерти, потому что Он не мог быть держим ею".
3. Гомер. Илиада. Кн. XIV, 618; кн. XVI, 505; 1, 3.
4. Обычай греков восхвалять умерших связан с древним представлением, по которому о мертвых следует говорить только хорошее. Так, Хилон говорит: "Мертвых не хули" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 1. М., 1979. С. 84) и Плутарх замечает: "Хвалят также Солонов закон, запрещающий дурно говорить об умершем" (Плутарх. Солон 21).
5. Α.Σκιαδα. ͗Επι τύμβῳ, Συμβολὴ εἰς τὴν ἑρμηνικῶν ἐπιτυμβίων ἐμμέτπων ἐπιγραφῶν. Ἀθῆναι, 1967. Σ. 10–12.
6. Еврипид. Гекуба. 422 // Еврипид. Трагедии. М., 1980. С. 303.
7. Платон. Федон. Гл. 29, 81А // Полное собрание творений Платона: В 15 т. / Пер. под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, Э. Л. Радлова. СПб.: Academia, 1923. Т. 1. С.158.
8. Цицерон. В защиту Скавра, 5. О государстве, VI, 14 // Цицерон. Диалоги. М., 1994. С. 83.
9. См.: Кернс Э. Е. Дорогами христианства. М., 1992. 416 с. С. 25.
Источник: www.mepar.ru
Фото: Татьяна Балашова
Последний путь души человеческой Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг К сожалению, за долгие годы безверия русские люди утратили христианское отношение к смерти, поэтому и сам обряд погребения "оброс" неимоверным множеством суеверий, искусственно созданных обычаев и обрядов. Что же на самом деле важно для души умершего? Как правильно похоронить близкого человека и что поставить на его могиле?
Что такое смерть? Автор: Протодиакон Андрей Кураев Одно из самых тягостных зрелищ на свете - поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку... И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны сделать для того, с кем только что простились. Молитва об ушедших - это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: "Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землей". И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: "Покойный был хорошим семьянином и общественным работником"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|