Автор: Татьяна Балашова
Каменная Одигитриевская церковь была построена в усадьбе Городищи (Городище) в 1790 году в стиле классицизма попечением тогдашних владельцев усадьбы Квашниных. Храм изначально представлял собой ротондальное здание, по внешней стороне опоясанное карнизом, делящим его на два яруса. Завершал его небольшой купол и широкий глухой барабан с главкой. Декорирован храм очень просто – аркой над дверью, зубчатыми карнизами и плоскими нишами вокруг окон.
Позже была пристроена трапезная часть и колокольня. В конце XIX века трапезная часть храма и колокольня обветшали. 11 апреля 1888 года была получена резолюция, разрешающая их перестройку. Работа велась по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина и в 1889 году была закончена.
Церковь имела три престола. Помимо основного, в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в трапезной части были престолы в честь святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского.
Снаружи церковь была выбелена известью, внутри оштукатурена и расписана. Крыша покрыта железом, выкрашенным зеленой краской. На церкви была одна большая глава и три малые главки над алтарями.
Колокольня в три яруса общей высотой до верха карниза достигала 32 метров. Колоколов было 9. Самый большой весил 202 пуда, средний – 75 пудов, караульный – 25 пудов. Подзвонков было 6, их общий вес – 21 пуд.
В храме была Плащаница, сделанная из бархата, с живописью, серебряного и золотого шитья, обложенная золотой бахромой с такими же кистями по углам.
Петербургский купец 2-й гильдии Иван Евсеевич Самойлов подарил в храм Иверскую икону Божией Матери, писанную на кипарисовой доске, с изображением чудес от чудотворной иконы. Сергей Аркадьевич Потехин пожертвовал храму Смоленскую икону Божией Матери с изображением на ней святых (таких же размеров и в таком же киоте, как Иверская); Тихвинскую икону Божией Матери с изображением чудес, в серебряной ризе, и икону святителя Николая Чудотворца, с изображением его чудес, в киоте и серебряной ризе. Также в церкви были драгоценные иконы в ризах и в киотах: Спасителя, Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Казанская», святителя Димитрия Ростовского.
В храме было древнее Евангелие весом в три фунта, обложенное серебром с чеканными ликами евангелистов; серебряный крест весом 1 фунт 9 золотников; серебряные потир, дискос и другие принадлежности; две серебряных, позолоченных дарохранительницы – одна весом 1 фунт 80 золотников, другая весом 3 фунта. Также в храме было второе Евангелие весом 4 фунта 56 золотников, обложенное серебром и вызолоченное, и такой же крест весом 1 фунт 90 золотников. Все это было изъято в советское время.
Церковь отапливалась только в трапезной части духовой печью.
Рядом с храмом была построена каменная церковная сторожка, а в 1902 году, по настоянию местного священника, – новое деревянное здание церковноприходской школы.
Приходских деревень было 9.
В 1906 году в церкви служили священник Иоанн Архангельский, диакон Андрей Поспелов, дьячок Егор Иванов и пономарь Андрей Николаев. После 1906 года до закрытия в церкви служили священники Виктор Рябков и Николай Лебедев, диакон Сергей Смирнов и псаломщик Иоанн Голубев.
Решением Мособлисполкома за № 782 от 28 марта 1941 года церковь была закрыта; затем здание было передано под производственные цели, а 19 июня 1950 года разрушено. Сохранился лишь четверик. Храм передан Русской Церкви в 2010 году. С этого времени начались работы по консервации здания храма. Укреплены несущие конструкции и фундамент церкви, проведены коммуникации. Ведутся изыскательские работы.
Одигитриевская церковь приписана к Троицкому собору г. Клина. Настоятель – священник Евгений Мальков.
Фото: Татьяна Балашова
Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери "Одигитрия"
Автор: Епископ Николай Погребняк
Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская
Иконография Пресвятой Богородицы Одигитрии
Автор: епископ Балашихинский Николай
В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия — Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов. Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|