Автор: Протоиерей Борис Балашов
На предвечном Божием Совете человек замыслен как образ и подобие Бога.
По образу и подобию родителей рождаются дети. Что означают в этом случае образ и подобие? Глядя на младенца, на строение его тела, черты лица, позднее - на его душевный склад, можно в нем узнавать образ его родителей, как бы их маленький живой портрет.
Но если ребенок фигурой и лицом похож на папу или маму, то он еще не подобен им. Младенец не умеет ходить, говорить, не умеет делать многое из того, что умеют и могут родители. Чтобы стать взрослыми людьми и уметь трудиться, детям надо не только расти и развиваться умственно, но и очень многому долго учиться, чтобы, наконец, можно было сказать: сын стал полноценным взрослым, как отец, а дочь - как мать.
Образ родителей дети имеют от рождения. А вот подобие - скорее потенциально, чем реально. Но они способны уподобляться родителям, возрастая во всех отношениях.
В пятой главе Бытия сказано: Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (Быт. 5, 1). Правда, в этом случае не упоминается образ Божий. Видимо, подобие Божие в данном случае объединяет оба эти понятия схожести с Богом. В первой же главе есть кажущееся противоречие в замысле о творении человека и его реализации. Человек замыслен быть сотворенным по образу Нашему [и] по подобию Нашему. Когда же описывается уже сотворенный человек, то о нем сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Удивительно, но ничего не сказано о подобии. Почему? Выскажем такое предположение. Человек сотворен по образу Божию. В райском состоянии человек безгрешен, но всё же не совершенен в том смысле, что не утвержден в добродетели и духовно-нравственном совершенстве, не возрос в меру своих возможностей в любви. Все это еще предстоит сделать в тесном сотрудничестве с Богом. Это тот путь, который предстоит проделать человеку, чтобы действительно уподобиться Богу.
Вспомним, как Церковь называет многих святых, например, Сергия Радонежского или Серафима Саровского? - Преподобными! А что же означает само это слово - подобный с приставкой "пре"? По значению эта приставка близка к слову "очень". В данном случае эта приставка ставит прилагательное в превосходную степень: преподобный (очень подобный), то есть уподобившийся Богу подвигом своей жизни в самой высокой (превосходной) степени.
Из-за грехопадения эта цель в полноте не могла быть достигнута. Только в Христовой Церкви, переустраивая и благодатно обновляя свой внутренний мир, человек лечится от греховной болезни. В Церкви люди становятся на путь бесконечного возрастания в Боге. Они призваны постепенно восходить к высшей ступени духовной жизни - Богоподобию. Православные христиане, постоянно ходящие в церковь, помнят слова священной песни: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Они относятся к Божией Матери: Она честнее по достоинству Сил Небесных - херувимов и славнее серафимов. Ее духовный и нравственный уровень выше ангельского. Она не родилась такой, какой стала в итоге Своей жизни, выше всех Небесных Сил. Духовно-нравственная высота Богоматери - результат Ее жизненного подвига, отдачи всех Своих сил Богу, духовной брани с разными искушениями.
Множество людей на Христову любовь ответили всей своей жизнью. Преподобные - это те люди, которые в себе, в своем сердце, стали подобными Богу. Такой человек по качествам и свойствам своей души похож на Христа.
Богоподобие не могло быть осуществлено до вочеловечения Бога, потому что человек разрушил взаимную любовь с Творцом и изуродовал свою душу и свой жизненный путь. Замысел Божий - сотворить человека не просто как живое существо, одушевленное, разумное, но и как венец творения, создать свободную личность, подобную Ему, которая стала бы в меру своих возможностей как Он. Несмотря на то, что во всей полноте первоначально замысел Божий не реализуется, образ Божий человеку дан навсегда. В результате грехопадения он исказился в человеке, но не утратился. Это отличает человека от всех остальных Божиих творений.
Святитель Димитрий Ростовский, поучая свою паству, пишет: "Образ Божий есть и в душе человека неверного, подобие же - только в христианине добродетельном; и когда согрешит смертно христианин, тогда подобия только лишается, а не образа. И если и в муку вечную осудится, то образ Божий тот же в нем навеки, подобия же уже быть не может".
О различии между образом и подобием Божиим святитель Григорий Богослов поясняет: "В самом моем сотворении я получил - "по образу", а по произволению бываю - "по подобию"... Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дабы ты, усовершив сам себя, соделался достойным награждения от Бога. Как же мы делаемся "по подобию"? Чрез Евангелие".
В "Точном изложении Православной веры" святой Иоанн Дамаскин пишет: "Из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию. Из земли Он образовал тело, а душу, разумом одаренную, сообщил человеку Своим дуновением. И сие-то мы называем образом Божиим. Словом "по образу" означается сила ума и сила свободы; и словом "по подобию" - уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно".
Быть сотворенным по образу Божию - значит иметь жизнь и быть свободным (см. Ин. 8, 32); иметь любовь и быть праведным (см. Лев. 19, 18; Мк. 12, 31), святым, быть способным обращаться к Творцу, служить Ему (см. Мал. 2, 7), молиться и т. д. По образу быть - это значит быть предназначенным к бессмертию: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2, 23).
Человек способен, по словам святого апостола Петра, стать причастником Божеского естества (2 Пет. 1, 4), потому что несет в себе образ Божий.
Из книги протоиерея Бориса Балашова
"Христос и мы"
"Христианская жизнь", Клин, 2007
Фото: Диакон Иоанн Иванов
"Да будут все едино..."
Ищите прежде Царства Божия и правды его Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|