Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Об исцелении Гадаринских бесноватых
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 07:04 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Об исцелении Гадаринских бесноватых

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 5-ю по Пятидесятнице.
Мф. 8:28–34; 9:1

Исцеление бесноватых, о котором мы слышали за богослужением, описано у всех трёх евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки. И хотя детали несколько отличаются (евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Матфей упоминает двух), суть от этого не меняется: один из этих людей, по-видимому, больше привлекал внимание окружающих своим поведением.

Но обратимся к событиям, которые этому предшествовали. В евангельском тексте упоминаются интересные детали.

Иисус Христос со Своими учениками плыл на другую сторону Галилейского озера, которое часто называли морем, – туда, где евреи жили вместе с язычниками. Христос очень устал, потому что постоянно проповедовал, беседовал с людьми, исцелял. Он присел на корме и тотчас уснул, а ученики гребли, направляя лодку к дальнему берегу, на который указал им Господь.

В этот момент на озере поднялась буря, и хотя Христос был рядом, ученикам стало страшно, ведь Он спал и не видел этого. Они испугались, что лодка пойдёт ко дну, и начали будить Христа: Господи! спаси нас, погибаем. А Господь ответил им: Что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (см. Мф.8:25–26).

По законам природы это невозможно, потому что даже если ветер прекращается, море ещё долго волнуется, поскольку движение такого большого объема воды замедляется постепенно. А в Евангелии сказано, что наступил полный штиль, то есть там, где Христос, там победа: над стихиями, над любой опасностью, потому что именно Он совершает победу над греховной искаженностью мира, в котором мы живём.

Наконец лодка причалила к другому берегу. Там была гористая местность, и в одной из гробовых пещер в прибрежных скалах, где иудеи хоронили усопших, жили изгои общества – двое бесноватых. Но для них это уже была не жизнь, а страшное, мучительное существование.

Человек, страдающий беснованием, по мере того, как болезнь прогрессирует, сначала перестаёт обращать внимание на заповеди Божьи – духовные основы жизни, потом – на нравственные законы, затем, когда неудержимая греховная страстность прогрессирует, уже и законы общежития становятся ему нипочем, и законы общества. Такой человек становится неспособен сосуществовать с другими людьми.

Евангелисты Марк и Лука, говоря о бесноватом, подчеркивают, что это был человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (Лк.8:27); всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:5). Никто не мог его связать даже цепями (Мк.5:3), потому что он разрывал их, невзирая на боль, – такой огромной физической силой обладал. И поэтому никто не смел проходить тем путем (Мф.8:28). Бесноватые очень страдали: им было тяжело, плохо, но никто не мог помочь им.

У евангелиста Матфея читаем: И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? (Мф.8:29) Слова Сын Божий можно трактовать по-разному, в Ветхом Завете они часто использовались не в буквальном смысле. «Сынами Божьими» называли и ангелов, и судей, которые судили по Божьему закону, а также особо благочестивых людей. Но ведь эти бесноватые со Христом ранее не встречались и ничего о Нём знать не могли, потому что были лишены общения с людьми. Тем не менее, они называют его Иисус, Сын Божий. Откуда же они узнали Его Имя?

Далее идёт фраза, которая это объясняет: Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф.8:29). Почему же мучить? Эти люди видят Его впервые, и Христос ничего плохого им не сделал. И что значит прежде времени?

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него (Лк.8:30). Легион – символическое число, означающее великое множество. Самим этим бесноватым со Христом не было плохо, а бесы, гнездившиеся в их сердцах, мучились в Его присутствии. Падшие духи могли слышать, что Иисус назван «Сыном Божиим», а также возглас Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф.3:17) при Крещении Спасителя в водах реки Иордан. Эти слова указывали на Божественную природу Христа, хотя понять их можно было по-разному. Тёмные ангелы могли понять, Кем является Иисус из Назарета, ощущая силу, которая от Него исходит. Так, если мы находимся возле доменной печи, где плавится руда, то уже издали ощутим жар: настолько эта печь раскалена. Даже не зная особенностей происходящих там процессов, мы понимаем, какой там внутри жар, потому что ощущаем это физически. Так и любовь Божья согревает и укрепляет тех, кому истина Божья и Его правда близки, даже если они пока не узнали Христа. А для живущих по сатанинским законам свет этой любви мучителен, как яркое летнее солнце для ночной бабочки. Вот и бесы по тому жару любви, который исходил от Христа и мучил их, поняли, что Он – Бог, и они сильно страдали, находясь рядом с Ним.

Порой, разговаривая с неверующими людьми, мы замечаем, что стоит заговорить о Боге, об итоге человеческой жизни, можно услышать резкие слова, натолкнуться на горячее желание закрыть такую тему. Но почему эти люди не хотят продолжать разговор, боятся говорить про Бога и смерть, ведь мы все идём одним путём на земле?

Помню одного, в общем-то, неплохого человека, который был откровенным безбожником и часто повторял: «Никакого Бога нет, всё это выдумки!», «Чего там бояться?» А потом наступила старость, пришла тяжёлая болезнь, и как же он стал бояться смерти! Если нет Бога, со смертью всё кончается, какой смысл бояться пустоты? Нет – и нет, спи спокойно. Однако при этом не оставляет предчувствие какой-то страшной встречи, хочется закрыть глаза и сделать вид, что ничего нет, и это ощущение тягостно и мучительно.

Другой пример – человека, который жил не очень нравственно, обижал жену, и вот заболел. Было лето, женщина разместила мужа на террасе, чтобы ему было легче дышать, собиралась пойти на работу, а он уговаривал её не уходить, говоря: «Когда ты здесь, их рядом нет». Когда смерть приблизилась вплотную, он видел не Бога, а тёмные силы, и ему было очень страшно. А его жена была глубоко верующей, поэтому в её присутствии тёмные силы отступали. Вот вам и безбожник!

Для человека, в разной степени одержимого тёмными духами, присутствие рядом Бога и святыни мучительно. Почему у нас после революции разрушали храмы, сбрасывали кресты и колокола, жгли церковные книги и иконы? Почему преследовали верующих? Боялись, потому что всё это имеет силу, которая мешает жить по скотским законам.

Потому бесы и сказали Христу устами одержимого человека: Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Тёмные силы знают, что грядёт суд Божий, когда они будут посланы в геенну огненную (её символический прообраз – свалка нечистот, находившаяся недалеко от Иерусалима), но пока просили Христа оставить их в этом мире: Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф.8:31). Господь позволяет им остаться, потому что ничего принципиально не изменится от того, отправятся они в геенну сейчас или позднее: грехом болен весь мир, и Господь пришёл, чтобы заражённых грехом людей исцелить. Каждый христианин должен лечить эту греховную болезнь, начиная с собственного сердца, собственной души, своей жизни, тогда не только ему будет лучше, но и вокруг станет теплее и светлее.

Почему же на том берегу Галилейского озера евреи разводили свиней, если их не только есть, но и дотрагиваться до них было нельзя? Бизнес есть бизнес! Рядом жили язычники, у них свинина пользовалась спросом, а значит, законы Божьи можно было отодвинуть и заниматься прибыльным делом.

Христос позволил бесам войти в стадо свиней. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. (Мф.8:32–33). Пришли хозяева свиней, увидели, что стадо погибло, увидели и бесноватых – вполне здоровых, уже в одежде, сидевших возле Христа и беседовавших с Ним.

Жители страны Гадаринской своими глазами увидели действие Божьей силы, благодаря которой исцелились люди, которых они ещё совсем недавно цепями сдержать не могли. Понятно, что эта сила и в жизни может помочь, но сейчас-то им нанесён финансовый ущерб! Мы можем стать здоровыми и счастливыми, но счастье без денег, получается, не нужно! И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф.8:34).

Христос ушёл, Он никому не навязывается, но оставил бывшего бесноватого, чтобы тот рассказал людям о произошедшем с ним. И когда Господь пришёл сюда во второй раз, местные жители приняли Его совершенно иначе, теперь они были готовы услышать Его проповедь.

Возникает вопрос: почему от воздействия бесовских сил свиньи погибли так легко, а люди уцелели? Человек и скотина – разные существа. Во-первых, человек обладает свободой воли, которой наделил его Господь, и если Божью волю люди когда-то нарушили осознанно, то воздействие тёмных сил является, по сути, насилием над природой человека. Когда человек грешит, он становится зависимым от тёмных сил. А во-вторых, человек – образ Божий, он особо Богом храним. Скотина есть скотина, она живёт только земной жизнью, а человек призван к вечности: в нём есть такая глубина духа, куда Бог может войти!

Этот евангельский отрывок очень важен для всех нас. Если мы считаем, что Евангелие должно быть на книжной полке, а не в нашей жизни, что Христос говорит хорошие вещи, но мы лучше знаем, как нам жить, то душа, в которой нет Бога, пустой не останется – Его место займут другие силы, и увы, недобрые. Оглянитесь по сторонам – сколько вокруг проявлений дикого зла! А с другой стороны, если мы идём ко Христу, нам никакая враждебная сила не страшна, даже легион бесов, потому что Христос сильнее! Он любит нас, и если мы отвечаем на Его любовь, ничто нас не одолеет. Вечность и бессмертие входят в нас, поэтому, как бы нам не было тяжело, как бы тёмная сила через обстоятельства жизни, через людей или ещё как-то – не искушала нас, пытаясь ввергнуть в болото греха и зла, мы Богом любимы, и Он сбережёт нас, если мы отвечаем на Его любовь. Господь не будет вести за Собой насильно, но если между нами устанавливается связь взаимной веры и любви, как она возникла с Богом у этого бесноватого после исцеления, Христос нас не оставит.

Бесноватый просил Христа остаться с Ним. Ему теперь действительно хорошо, как не было уже много лет, ведь он ощутил свободу от греха, от зла и радость жизни. Но его же исцелил Христос, и он боялся снова попасть под действие этих разрушительных сил, когда Господь уйдёт. Но если мы сердцем со Христом, где бы Он ни был, Он всё равно с нами. Бог всегда рядом!

Как же это возможно? К примеру, чтобы работал мобильник, нужно установить сим-карту, зарядить аккумулятор и включить телефон. Тогда, благодаря присутствию вокруг нас волн определённых частот, мы сможем поговорить с человеком, который находится от нас очень далёко. И если уж электромагнитные волны окружают нас повсеместно, то тем более Бог, который является абсолютным Духом, может быть всегда с нами, лишь бы была «включена» наша вера и мы стремились настроиться на «евангельскую волну». Он тут же услышит нас, даже без слов, были бы мы сердцем со Христом! Именно с Ним и только с Ним возможна победа над тяжёлыми жизненными обстоятельствами, которые могут ломать нас, потому что Бог – наш самый надёжный Друг и Помощник! Тогда совершается победа в душе и в жизни над грехом и злом, над самой смертью. Но отступая от заповедей Божьих, мы делаемся уязвимыми для воздействия тёмных сил, стремящихся нам навредить. А Христос – Победитель ада и смерти, и рядом с Ним нам никто и ничто не страшно, даже наши собственные недостатки и грехи. Наше сердце должно наполниться Христом, тогда и нам будет светло и вокруг нас будет теплее! Аминь.

 


Исцеление Гадаринского бесноватого (проповедь свящ. Михаила Хайрутдинова)
Митрополит Сурожский (Антоний) об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. 8, 26-39)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (20.07.2022)
Просмотров: 482
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz