Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Об иконографии Воскресения Христова - Сошествия во ад
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 01:52 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Об иконографии Воскресения Христова - Сошествия во ад

Автор: Екатерина Шеко

Икона, о которой я хотела бы рассказать вначале, принадлежит к одному из вариантов иконографии Воскресения - Сошествия во ад, сложившемуся в византийском искусстве в конце XI-XII веков.

Сошествие во ад

В центре композиции изображен Христос в боковом повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. Фигура Спасителя окружена голубым сиянием - "мандорлой", означающей Его Божественную славу. По обе стороны от Него расположены две группы праведников на фоне симметричных горок: слева представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон, рядом с ними - пророк Нового Завета Иоанн Предтеча, а справа - прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем. Христос держит руку Адама, как бы вытягивая его из открытой гробницы.

Вероятно, такой состав изображенных был связан с эпохой литургических реформ и богословских споров об искупительной жертве Христа. Показательно, что именно в памятниках второй половины XI - начала XII вв. появляются фигуры святых Авеля и Иоанна Предтечи, невинная смерть которых рассматривалась как прообраз смерти Спасителя на Кресте. Авель, убитый своим братом Каином (см. Быт. 4, 8), был первым праведником-мучеником, а Иоанн, величайший аскет и пророк, крестивший Христа, традиционно воспринимался как Его предшественник, соединяющий ветхозаветную и новозаветную историю.

В искусстве Новгорода подобный вариант иконографии известен со второй половины XIII века.

Данная икона XIV в. входила в состав праздничного ряда иконостаса Новгородского Софийского собора.

Существуют и более развернутые варианты иконографии Сошествия во ад, совмещающие историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова. Эта схема, зародившаяся в конце XVI века, окончательно сформировалась в столичной иконописи в середине XVII столетия, когда обе сцены стали изображаться строго одна над другой, композиционно связываясь единой диагональю шествия праведников из ада в рай. Не получив особого распространения в Москве, такая иконография стала популярной в провинции, особенно в Поволжье.

От Христа в сцене "Восстание от гроба" влево вниз направляется шествие ангелов к адским вратам, перед вратами ангелы побивают беса, падающего в адскую пасть. Внизу в центре за сценой изведения из ада Адама начинается шествие праведников к раю, изображенному в верхнем правом углу. Перед райскими вратами с левой стороны стоит благоразумный разбойник, выше он же изображен в раю с пророками Енохом и Илией.

Икона датируется XVII веком, хранится в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике "Ипатьевский монастырь".

Е. Шеко, зав. кафедрой иконописи
факультета церковных художеств ПСТГУ, доцент,
зав. научным отделом базы данных по иконографии
и восточно-христианского искусства

Фото: Екатерина Шеко

Великая Суббота - день поражения адаВеликая Суббота - день поражения ада
Автор: Протоиерей Борис Балашов
И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб - каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались.



Сошествие во адСошествие во ад
Автор: митрополит Сурожский Антоний
В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения...




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (19.04.2014) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 3709
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz