Автор: Екатерина Шеко
Икона, о которой я хотела бы рассказать вначале, принадлежит к одному из вариантов иконографии Воскресения - Сошествия во ад, сложившемуся в византийском искусстве в конце XI-XII веков.
В центре композиции изображен Христос в боковом повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. Фигура Спасителя окружена голубым сиянием - "мандорлой", означающей Его Божественную славу. По обе стороны от Него расположены две группы праведников на фоне симметричных горок: слева представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон, рядом с ними - пророк Нового Завета Иоанн Предтеча, а справа - прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем. Христос держит руку Адама, как бы вытягивая его из открытой гробницы.
Вероятно, такой состав изображенных был связан с эпохой литургических реформ и богословских споров об искупительной жертве Христа. Показательно, что именно в памятниках второй половины XI - начала XII вв. появляются фигуры святых Авеля и Иоанна Предтечи, невинная смерть которых рассматривалась как прообраз смерти Спасителя на Кресте. Авель, убитый своим братом Каином (см. Быт. 4, 8), был первым праведником-мучеником, а Иоанн, величайший аскет и пророк, крестивший Христа, традиционно воспринимался как Его предшественник, соединяющий ветхозаветную и новозаветную историю.
В искусстве Новгорода подобный вариант иконографии известен со второй половины XIII века.
Данная икона XIV в. входила в состав праздничного ряда иконостаса Новгородского Софийского собора.
Существуют и более развернутые варианты иконографии Сошествия во ад, совмещающие историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова. Эта схема, зародившаяся в конце XVI века, окончательно сформировалась в столичной иконописи в середине XVII столетия, когда обе сцены стали изображаться строго одна над другой, композиционно связываясь единой диагональю шествия праведников из ада в рай. Не получив особого распространения в Москве, такая иконография стала популярной в провинции, особенно в Поволжье.
От Христа в сцене "Восстание от гроба" влево вниз направляется шествие ангелов к адским вратам, перед вратами ангелы побивают беса, падающего в адскую пасть. Внизу в центре за сценой изведения из ада Адама начинается шествие праведников к раю, изображенному в верхнем правом углу. Перед райскими вратами с левой стороны стоит благоразумный разбойник, выше он же изображен в раю с пророками Енохом и Илией.
Икона датируется XVII веком, хранится в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике "Ипатьевский монастырь".
Е. Шеко, зав. кафедрой иконописи
факультета церковных художеств ПСТГУ, доцент,
зав. научным отделом базы данных по иконографии
и восточно-христианского искусства
Фото: Екатерина Шеко
Великая Суббота - день поражения ада Автор: Протоиерей Борис Балашов И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб - каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались.
Сошествие во ад Автор: митрополит Сурожский Антоний В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения...
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|