Автор: священномученик Александр (Зверев)
Моисей сказал: "пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает".
(Исх.3:3)
В жизни пророка Божия Моисея немало было чудесных знамений, но одно из них для нас особенно памятно: именно о нем вспоминает Церковь, совершая память самого пророка-Боговидца. Вот что говорит об этом чудесном явлении книга Исход.
Моисей пас овец своего тестя, Мадиамского священника Иофора, в окрестностях горы Божией, Хорива - она известна нам как гора Синайская. Однажды увидел Моисей поразившее его явление: терновый куст горел, но не сгорал. Моисей решил подойти поближе и посмотреть на это чудо: отчего не сгорает объятый пламенем куст. Но тут услышал Моисей голос Божий из середины горящего куста: Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5). Господь сказал Моисею, что увидел страдания народа Своего и повелел вывести его из земли Египетской: вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне (Исх. 3:9).
Церковь видит в этом чудесном явлении пророку Моисею горящего и не сгорающего куста - неопалимой купины - прообраз Пресвятой Девы, Которую не опалило, не лишило девической чистоты, рождение Единородного Сына Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа; Она "Огнь Божества неопалимо в ложеснах Своих вместила и по Рождестве ключи девства невредимо сохранила" (стихира на "Господи, воззвах"). В память об этом чудесном явлении Церковью установлено празднование не только самому пророку, но и в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая Купина. Пречистая Дева изображена на ней словно объятой пламенем, но алые огненные языки не перекрывают, не опаляют остающегося зеленым, как ветви Синайской неопалимой купины, сияния вокруг образа Пречистой Девы.
О чем молимся мы в этот день? Конечно, не только в этот, но на каждый день и час слышит наши молитвы Богородица - Купина Неопалимая. По вере нашей и по Её предстательству подает нам Господь не только "защиту от запаления огненного", но во множестве иных скорбных обстоятельств, - обстоятельств, в большинстве возникающих по нашим собственным грехам. Богородица становится для нас Утолительницей гнева Божия, праведно на нас движимого, и, как поется в тропаре праздника, Господь "икону Её святую чудесами многими прославил".
Но вслушаемся в слова канона, читаемого в день праздника Пресвятой Богородице Неопалимой Купине. Словно пред лицем огня Божия - того огня, о котором Сам Он говорит: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12:49), того огня, в котором словно ветви сухие, сгорают не пребывающие в Боге (Ин. 15:6), - словно пред лицем этого огня Божия, просим мы Матерь Божию, Купину Неопалимую, воспламенить наше охладевшее сердце Божественной любовью.
Очень своевременное напоминание! Стужающие нам налоги бесовские: гордость и лицемерие, тщеславие и высокоумие, дерзость, славолюбие, излишнее упование на милосердие Божие и всегдашнюю нашу неблагодарность - от всех этих "страстей многоразличных" просим мы избавления у благой нашей Заступницы. Уже более пяти веков молится Церковь Богоневестной Владычице пред иконой Её Неопалимой Купиною. Просит избавить нас от упования на вещи временные и тленные, от неправедного хищения и идолослужения - а мы? Стремимся ли мы к тому, чтобы пламень Божественного огня попалил в нас всю неправду нашу, чтобы пребывали мы в Православии непорочно?
Огненным запалением - то есть стихией, что без разбора уничтожает все хорошее и ценное, унаследованное и трудом приобретенное, - "огнем нечистоты" оборачиваются в нас наши грехи! Зависть в помыслах, переходящая в братоненавидение; срамословие безобразное и мрачная злоба, поселившиеся в наших сердцах, - вот он "огонь нечистоты"! Что противопоставим мы этому огню?
Плоды истинного покаяния, отвечает Церковь. И просим мы у Всечистой, чтобы утвердила Она в нас терпение в бедах; научила иметь с радующимися духовную радость; чтобы ниспослала братолюбие и желание благотворить ближнему, чтобы украсила нашу жизнь воздержанием и целомудрием.
Канон Неопалимой Купине - словно учебник покаяния. Шаг за шагом, внимательно рассматривая состояние своей души, просим мы Пречистую Владычицу пресечь, попалить огнем Божией благодати в нас тину наших страстей. Просим согреть огнем Божией любви, воспламенить наше охладевшее сердце. И взамен "огня ярости, в нас зело разжженного", взамен "хулы, умножающей душ наших озлобление" и "всякого вида злобы, гнездящейся в сердцах наших" - подаст Пренепорочная Богоневеста усердие творить волю Божию, воспламенит в наших сердцах ревность ко славе Божией, умягчит слезами покаяния иссохшие в зное страстей души наши.
Не только защиты от огненного запаления наших градов, жилищ, нашего имущества просим мы у Богородицы Неопалимой Купины. "Тоя молитвами пламене страстей избави нас"! И веруем, что Обновитель падшего естества нашего, Господь Иисус Христос, молитвами Своей Пречистой Матери - Купины Неопалимой, укрощающей силу огненного естества и "свирепство огня", освободит нас от попаляющих нас страстей и возжжет в нас огонь своей спасительной любви. Аминь.
Источник: www.mepar.ru
Фото: www.obraz.org
Икона Божией Матери "Неопалимая Купина" Автор: Ольга Тишкова Куст горящий и не сгорающий по-славянски называется "неопалимая купина". Он является прообразом Пресвятой Богородицы, потому что Она в течение всей Своей жизни была чистой, не знавшей греха, и, оставаясь Девой, стала Матерью.
Иконография пророческого служения Автор: Епископ Балашихинский Николай Следует отметить одну важнейшую грань пророческих речений - об этом свт. Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: "нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь". Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины - горевшего, но не сгоравшего куста, "предузнал тайну" будущего материнства и девства Божией Матери.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|