Исцеление слепого. Никола Пуссен
Господь сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9,39). И сегодняшние чтения показывают два противоположных примера такого суда.
Однажды, увидев на улице человека, который от рождения был слеп, ученики спросили: «Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Мы знаем, что Исав еще во чреве матери заслужил ненависть, а Иаков — благоволение (Рим.9,13). Иоанн Креститель, будучи во чреве матери, взыгранием приветствовал Деву Марию. Очевидно, и слепорожденного Господь еще в материнском чреве предузнал и счел достойным, чтобы чрез него явить миру пример как Божественной целительной силы, так и не менее чудесного человеческого духовного прозрения.
Господь ничего предварительно не сказал слепцу, ни о чем не спросил. Он смешал землю со слюной, помазал ему глаза и сказал: «умойся в купальне Силоам». Слепой чувствует, как ему чем-то залепили глаза, с доверием отправляется к источнику, не спрашивая, для чего это надо. Затем он чувствует прикосновение воды, и вдруг ему открылось то, о чем он не мог и подозревать. На его глазах как бы совершилось творение мира!
И далее он поступает как вполне духовно зрячий, понимающий, что от чего бывает. Не удивительно, если бы он совсем потерялся, и не смог ни с чем связать то, что с ним произошло. Но когда его спросили: «как открылись у тебя глаза?» — он спокойно сказал: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, и сказал мне: пойди в купальню Силоам, и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
И он твердо стоял на своем, когда его повели к фарисеям. Там его спрашивали с пристрастием. Слепой ничего особенного не слышал от Иисуса, но когда фарисеи спросили, что он сам думает о Нем, — ответил: «это пророк». Ему говорят: «Мы знаем, что человек тот грешник». Но он не дает запутать себя: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». И как ни пытаются его сбить, доказывая, что Иисус не от Бога, и вообще неизвестно откуда, истинно прозревший твердо стоит на своем: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».
Когда же он был выгнан, Иисус нашел его и сказал: «ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! и поклонился Ему». Истинное прозрение всегда завершается поклонением Богу.
А в книге Деяний — совсем другой пример. В Филиппах была женщина, «одержимая духом прорицательным». Эта женщина в течение многих дней ходила за Павлом и его спутниками и «кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Казалось бы, вот истинное духовное зрение! Но «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час».
Почему Павел так поступил? Известная прорицательница многих бы могла привести к Апостолам.
Дело в том, что женщина, хотя и говорила правильные слова, но по сути она лгала. Ведь если здесь рабы Бога Всевышнего и путь к спасению, то почему же ты ходишь не с ними, а только за ними?..
Для славы Христовой лучше быть изгнанным с бесчестием, как прозревший слепец; лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как Павел, — чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения.
Источник: mepar.ru
В неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
О сострадании Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|