Автор: Святитель Николай Сербский
Самая знаменитая из пещер находится на окраине города Вифлеема. Ровная, белая, как полотно, дорога ведет паломников из Иерусалима в Вифлеем. Вокруг каменные скалы; вдоль дороги скудная зелень; мелькнет виноградник, маслина, иногда небольшая пшеничная нива, но преобладает камень. Мы скользим взглядом по окрестности, а душа томится в ожидании – скорей бы оказаться в желанной пещере.
Проезжаем монастырь святого Илии, построенном на том месте, где восточные мудрецы останавливались для ночлега на обратном пути из Вифлеема, где им был дан знак не ходить к Ироду, а вернуться на родину другой дорогой. Въезжаем в Вифлеем. Бетлехем значит Дом хлеба. Таинственно и многозначительно название города, в котором родился Тот, Который сказал о Себе: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6, 35).
Вифлеем – город арабский. Лишь изредка попадаются грек или еврей. Многие говорят по-русски, выучили язык ради русских паломников, которые тысячами стекались сюда. Обступают нас, предлагают четки, иконы, перламутровые крестики: продают их и на это живут. Но сейчас мы мало интересуемся их предложениями: наши глаза ищут святую пещеру. Спрашиваем, где она. Нас ведут по длинной улице и вводят в просторную церковь, внутри которой много мраморных столбов.
Царь Юстиниан воздвиг эту большую церковь над пещерой спустя полтысячелетия после Рождества Христова. Спускаемся вниз по ступенькам в пещеру. Сердце трепещет и горит. В этой холодной пещере раздались первые удары самого теплого сердца, которое когда-либо билось на земле. Билось оно любовью, одной только любовью к роду человеческому. Справа – алтарь со множеством серебряных и золотых лампад. Здесь Он родился от Пречистой Девы. Слева – другой алтарь: тоже множество лампадок. Здесь находились ясли, здесь лежал Он, спеленатый, на соломе. Многие паломники заплакали от волнения. В этой пещере – если не здесь, то нигде – каменное сердце становится мягким, как разогретый воск. Сама пещера мрачна и печальна.
На Святой Земле множество просторных и не столь темных пещер. В тех пещерах укрывается скот, живут люди, иногда устраиваются могилы. Но Сын Божий, Человеколюбец, сойдя с Престола вечного Света на землю, даже среди пещер не выбрал Себе пещеру светлую и удобную. Какое смирение! Какое унижение ради нас! Мы все падаем на колени, все; все совершаем пред Ним покаянные поклоны, поклоны пред вечным Разумом и вечной Любовью. А души наши возносятся к Нему, Царю неба и земли, Победителю греха и смерти. Что для нас пещера Его, если не пощечина нашему тщеславию и не вечное свидетельство Его величия?
Он, Он, воскресший и живой Господь, невидимо идет с нами, как когда-то с двумя учениками Своими в Эммаус. И мы чувствуем присутствие Его и радуемся каждому шагу. Когда мы пропели рождественский тропарь, один паломник воскликнул: «Христос родился!», а мы в ответ: «Воистину родился!» И зазвенела пещера, как большой колокол.
Мы вышли из пещеры и отправились к греческому митрополиту, а потом дальше, дальше… Но душа осталась в святой пещере, и святая пещера живет в душе и поныне.
Святитель Николай Сербский
Свт. Николай Сербский «Миссионерские письма»,
изд. ПСТГУ, 2014 гриф ИСРПЦ 14-404-0356
Почтальону Илье К. в доказательство бытия Божия Автор: Святитель Николай Сербский Неправильно ты говоришь: "Нет Бога". А правильно будет, если скажешь: "У меня нет Бога". Ибо ты сам видишь, что остальные люди вокруг тебя чувствуют Бога, почему и говорят: "Бог есть". Значит, не Бога нет, а ты Его не имеешь. Ты говоришь, подобно больному, который бы сказал: "Нет в мире здоровья". Нелживо он может сказать только: "Я не имею здоровья", а лживо: "Нет здоровья вообще в мире". Неправильно ты говоришь, подобно слепому, который бы сказал: "Нет света в мире". Свет есть, весь мир исполнен света, только он, бедный слепец, не имеет света. Правильно сказать он может только: "У меня нет света".
Священнику К. о мировом кризисе Автор: Святитель Николай Сербский Когда говорилось разумное слово "суд", известна была и причина, по которой пришла беда. Известен был и Судья, допустивший беду; наконец, известна была и цель допущения беды. Как только стало употребляться слово "кризис" - никто не может объяснить, ни почему, ни от кого, ни для чего. Этим только и отличается нынешний кризис от кризиса, происходящего от засухи, наводнения, войны, мора, саранчи или других напастей.
Ты спрашиваешь меня о причине настоящего кризиса или теперешнего суда Божия?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|