Автор: Денис Ахалашвили
О безобразиях в Грузии и новом витке напряженности между Грузией и Россией говорят на всех российских федеральных каналах, в социальных сетях и на кухнях. Кто-то с любовью и сожалением, кто-то со злорадством и злобой, но равнодушных нет. И это хороший знак: он свидетельствует о том, что грузины для русских (и русские для грузин) не просто соседи, связанные какими-то часто меняющимися политическими интересами и экономической выгодой, а гораздо большим, тем, что связывает братьев-единоверцев, жертвующих, не задумываясь, своей кровью ради защиты брата. Спасая грузин от физического уничтожения могущественной Османской империей, которая стремилась не просто поработить маленькую христианскую Грузию, но поголовно уничтожить весь ее свободолюбивый народ, Россия вступала в кровопролитные войны, портя и без того непростые отношения не только с мусульманским Кавказом, но и со всем цивилизованным миром во главе с Английской империей, стоящим за Турцией.
Справедливости ради стоит вспомнить и о том, что, подписывая Георгиевский трактат в конце XVIII века, которым Россия официально взяла на себя покровительство над Восточной Грузией, одним из его условий Екатерина II поставила воссоединение Восточной и Западной Грузии и примирение царя Ираклия II и Соломона I: так страна объединилась. А после строительства Военно-грузинской дороги, обеспечившей бесперебойную связь двух наших стран, все враждебные амбиции Ирана и Турции были сведены к минимуму. И в Великую Отечественную войну мой дед-грузин Михаил, не задумываясь, ушел добровольцем на фронт не за родное Дигоми, а за Советскую Родину, которая была в опасности.
Глядя на происходящее в Грузии, мне, человеку по фамилии Ахалашвили, родившемуся в Тбилиси, чьи родители венчались в Светицховели, просто больно, больно до слез, как было больно, когда в 1990-х я ездил на каникулы к грузинской бабушке в Дигоми и слушал от многочисленных родственников истории о страшной Российской империи, высасывающей из Грузии последние соки, и новой богатой и свободной жизни в дружбе с Западом. За прошедшее время из самой процветающей республики Советского Союза Грузия превратилась в одну из самых отсталых на постсоветском пространстве, и казалось, успешно преодолела детские болезни самоидентификации, разобравшись, кто для нее враг, а кто друг. Но оказалось, что кучке бессовестных провокаторов и горлопанов, наживающих на вражде свои бессовестные политические 30 серебряников, под силу снова втянуть Грузию в новый омут нестабильности и вражды.
Сначала грузины пригласили депутата из России, и не просто куда-то, а на Межпарламентскую ассамблею Православия, что подразумевает теплое братское христианское отношение к его участникам, усадили в кресло председателя Парламента, а после этого начали его оскорблять, травить, преследовать, устраивать беспорядки, призывая к неповиновению властям и ненависти к России. Как-то уж очень складно всё получилось: тут тебе и организованная толпа с заготовленными антироссийскими лозунгами, которую вели подготовленные люди, и немедленное бескомпромиссное объявление России виноватой из уст высшего руководства Грузии, и западные телеканалы, старательно всё это тиражирующие на весь мир.
И как взрослые дети, которых жизнь ничему не учит, грузины на эту провокацию клюнули, поправ древний грузинский закон, который гласит, что гость в доме – это Бог в доме, и одним махом перечеркнув практически все достижения последних лет по установлению хоть каких-то добрососедских отношений с Россией.
Комментируя протесты в Тбилиси, театральный классик Роберт Стуруа написал на своей странице в Фейсбуке: «Злой дух победил… нацисты празднуют: нет больше Грузии». Мои московские и питерские друзья – писатели, журналисты, священники, – да и просто обычные верующие люди, которые ездили к святыням Грузии и просто в гости, как один публикуют в Фейсбуке посты о том, как в Грузии замечательно и с какой теплотой грузины принимают русских.
У мощей прп. Гавриила (Ургебадзе)
Когда мы с женой на днях заехали к нашему другу-священнику в гости, он рассказал нам такую историю. Месяца три назад он прочитал книгу о преподобном Гаврииле (Ургебадзе), а потом увидел сон, где ему явился преподобный Гавриил и сказал, чтобы он вместе с женой и детьми приезжал к нему в Самтавро. Мой друг поначалу не придал сну особого значения, если бы его матушка, которая, как оказалось, в это время что-то читала о святынях и святых Грузии, в том числе и о преподобном Гаврииле, вдруг, смущаясь, не завела разговор, что видела странный сон, где преподобный Гавриил позвал их с мужем-священником и детьми в Самтавро. Когда они поняли, что видели один и тот же сон, наши друзья не на шутку разволновались и решили молиться преподобному Гавриилу о вразумлении. Потому что сны – они бывают разные и не все от Бога.
А на третий день, как рассказал нам батюшка, он проснулся с мыслью, что надо просто отложить все дела и ехать к преподобному Гавриилу. Легко сказать: ехать – а как это сделать очень скромной многодетной семье священника из уральской глубинки? Родители собрали семейный совет с детьми, как всегда делают в экстренных случаях, и обо всем честно им рассказали. Что деньги, которые семья копила больше года на ремонт в доме, можно потратить на запланированную новую гостиную и долгожданную детскую игровую и другие нужные и полезные вещи, а можно просто взять и потратить на поездку в Грузию к преподобному Гавриилу. И дети как один хором ответили: «Едем к преподобному Гавриилу!»
Они жили в Мцхете, где гостеприимная хозяйка домашней гостиницы выделила для их большой семьи целый этаж, молились в Самтавро и Светицховели, где моего друга-священника любезно приглашали в алтарь, ездили к Шио Мгвимскому и много куда еще. С ними вообще во время этой поездки произошло много замечательного. Оказалось, что таксист, который возил их по святыням, когда-то служил в армии в военной части города, откуда были наши друзья, и обязательно приглашал их к себе в гости на следующее лето, когда достроит большой дом. Потому что до сих пор помнит всех своих сослуживцев из военной части уральского города и бабушку Наташу, которая зимой приезжала к своему внуку, товарищу этого таксиста, и подарила замерзающему от непривычных уральских морозов грузину вязанные из шерсти теплые носки, шарф и варежки, которые согревали его в холода и которые он потом хранил долгие годы как память. А после молитвы у преподобного Гавриила дети наших друзей гуляли где-то на пустыре, где, как рассказали местные, когда-то был большой рынок, и нашли там около 20 лари. Эти деньги ребята потратили не на мороженное и сувениры и даже не отнесли в храм, а всё до копейки раздали бедным. Узнав об этом, родители только головой покачали и поблагодарили преподобного за наставление.
Во время беспорядков в Тбилиси, когда друзья меня, как русского грузина, просили прокомментировать происходящее, а я качал головой и разводил руками, моя близкая московская православная подруга, которая множество раз ездила по святым местам Грузии, посещая самые отдаленные монастыри и святыни, неожиданно сделала мне удивительные подарки. Она подарила мне икону Пресвятой Троицы из Троицкой церкви в Гергети (Гергетис Цминда Самеба) XIV века на слюдяной пластине, икону 100 тысяч мучеников Тбилисских и икону преподобного Давида Гареджийского из его монастыря. «Молись, – говорит, – Денис, им за нашу любимую Грузию! Когда люди перестают слушать голос разума, остается одно – говорить с ними на языке любви и молитвы!»
Источник: pravoslavie.ru
Путь к красоте
Как православному христианину провести Петров пост? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|