Автор: Протоиерей Борис Балашов
Воплотившись от Духа Свята и Марии Девы, как учит наша Святая Церковь, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал истинным Человеком.
Как бы доказывая это, евангелисты Матфей и Лука (см. Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23-38) приводят родословия Иисуса Христа по плоти. Евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, ведет родословие Христа от Авраама и Давида. Иудеи хорошо знали Ветхозаветные Писания, а в них сказано, что обещанный Мессия по обетованию должен происходить из рода Авраамова и Давидова. Исследуйте Писания, - говорит Христос иудеям, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Авраам был отцом евреев и первый получил обещание от Бога, что в семени его благословятся все народы.
Евангелист Лука писал свое Евангельское повествование для христиан из язычников. Он также ведет родословие Христа по линии Авраама и Давида, но возводит его до Адама и Самого Бога: …Адамов, Божий (Лк. 3, 38). Это указывает на то, что Христос не только происходит от праотца рода человеческого как истинный Человек, но и как истинный Бог был совечен Богу Отцу. Он воплотился для того, чтобы всех возвести к Богу, сделать сынами Божиими по благодати. Поэтому апостол Павел называет христиан родом Божиим (Деян. 17, 29).
Возводя родословие Иисуса не только до Авраама - отца евреев, но и до Адама - праотца всего рода человеческого, евангелист Лука показал, что Спаситель пришел на землю ради всех людей.
Евангелист Матфей помещает родословие в начало своего Евангелия, так как народ иудейский издавна имел и уважал родословные записи и хвалился своим происхождением от Авраама. А евангелист Лука помещает родословие после повествования о Крещении Господа. Торжественное свидетельство Бога Отца во время Крещения Господа Иисуса Христа: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 22) и сошествие Духа Святого в виде голубя явило Сына Божия миру, ничего не знавшему о Нем. С этого времени Иисус начинает дело служения роду человеческому. Иисус, начиная Свое служение… (Лк. 3, 23) - так начинает родословие Иисуса Христа евангелист Лука.
Но почему евангелисты приводят родословие Иосифа, а не Богородицы? Ведь Иосиф не участвовал в бессеменном зачатии Спасителя. Дело в том, что закон запрещал вести родословие по материнской линии, поэтому евангелисты приводят родословие Ее мужа. Тем более, что тайна Благовещения не была известна современникам Христа. Для них отцом Иисуса был Иосиф. Священное Предание называет Иосифа близким родственником Девы Марии. Таким образом, в родословии Иосифа представлено и родословие Девы Марии.
Если мы сравним родословие, приведенное евангелистом Матфеем, с родословием евангелиста Луки, то увидим имеющиеся в них различия. Дело в том, что у евреев существовал так называемый закон ужичества, который состоял в следующем: если человек умирал бездетным, то его брат должен был взять жену покойного, чтобы она родила ребенка, который будет по закону считаться сыном покойного. Таким образом, род умершего бездетным не прерывался. Отсюда и разночтения имен в родословиях, так как одни и те же лица справедливо могли считаться детьми разных отцов: одного - по природе, а другого - по закону. Например, Матфей называет Иосифа Обручника сыном Иакова, а Лука - сыном Илии. По преданию, Иаков и Илия были братьями. По смерти Илии Иаков взял его жену, чтобы от нее родились дети. Поэтому Иосиф, будучи сыном Иакова по природе, считался сыном Илии по закону.
Из книги протоиерея Бориса Балашова
"Христос и мы".
"Христианская жизнь", Клин, 2007
Бог... Какой Он?
Крестился - и все грехи простились? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|