Автор: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Образование является одной из смыслообразующих сфер общественной жизни. Если рассматривать образование только как систему получения знаний в школе — будь то школа начальная, средняя, высшая или специальная — то это сугубо технический подход. Однако образование ― это не только система образования. Мне кажется, сегодня все разговоры о школе сводятся к тому, как наладить систему. Но это вторично, а первично содержание образования. И тема образования имеет отношение не только к системе образования, не только к школе, но и, учитывая смыслообразующий характер образования, ко всей жизни народа, ко всем социальным сферам.
В связи с этим я хотел бы коснуться темы единого госэкзамена, которая сейчас у всех на слуху. Удивительно, но большинство комментариев сводится к тому, что система ЕГЭ неправильная: не так вопросники оформлены, не так сформулированы, раздают их не в тех конвертах и не в то время… Я не исключаю того, что есть какие-то недочеты в технической стороне дела, но ведь общество сейчас потрясла не техника, а то, что происходит в результате сдачи единого экзамена, а именно массовый обман и коррупция. Разве массовый обман и коррупция имеют отношение к технической стороне единого экзамена? Но техническая сторона была использована для того, чтобы обманывать и зарабатывать на этом деньги.
Так вот, в отличие от других комментаторов Церковь должна комментировать не техническую сторону вопроса, хотя, наверное, кто-то из наших специалистов мог бы поучаствовать и в этой дискуссии. Однако нравственная сторона того, что происходит, несомненно, является предметом тщательного и внимательного рассмотрения, в том числе со стороны Церкви.
Давайте прямо скажем: шпаргалки всегда были и будут. Что же происходит, когда человек пользуется шпаргалкой? Конечно, с точки зрения нравственности это далеко не безупречное деяние, и, наверное, если ученик на исповеди скажет, что использовал шпаргалку, то священник предложит ему раскаяться в грехе обмана. Это грех, это слабость, но в него вовлечен один человек, это его личная ответственность. А что же мы имеем сегодня? Перед нами отлаженная система, в которую вовлекаются тысячи и тысячи людей, и это уже не их личное дело — это дело и учеников, и их родителей, здесь есть и организаторы, и, если хотите, спонсоры.
Почему же все это происходит, и почему сегодня мало кто говорит об этой стороне дела? А потому, что ложь стала одним из самых опасных и самых распространенных грехов в нашей жизни. Нужно перестать врать, и, в первую очередь, перестать врать должны взрослые. Взрослые врут, взрослые обманывают, взрослые воспитывают детей во лжи. Если родители идут на то, чтобы финансировать ложь, связанную с ЕГЭ, то это происходит не от безысходности, а потому что для них соврать — что плюнуть. И дети все это видят и понимают. Но общество, которое воспитывается во лжи, не может быть справедливым. И ведь тема коррупции тоже связана с ложью — нельзя победить коррупцию, не поставив ложь вне нравственного закона общества.
Поэтому то, что мы сегодня имеем с ЕГЭ, — это пастырская проблема огромного масштаба. Я говорю это с большой скорбью — для меня информация о ЕГЭ была очень и очень драматической. Конечно, я надеюсь, что государство сделает правильные выводы, и министерство образования, совместно с правоохранительными органами, технически сможет наладить этот механизм. Но речь идет не о механизме. Речь идет о состоянии умов и человеческих сердец.
Источник: www.patriarchia.ru
Только личным примером
Опасен ли Интернет? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|