Беседовала Инга Филиппова
Интервью с протоиереем Александром Союзовым, клириком Скорбященского храма г. Клина.
– Что такое молитва и зачем она нужна человеку?
– Молитвой мы называем разговор с Богом, общение с Создателем. И если человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, а большинство людей это чувствуют, то возникает потребность общения с Ним. Человеку, чувствующему Бога, необходима такая беседа, и эта беседа называется в Церкви молитвой. Человек создан Творцом с заложенным в него огромным потенциалом, создан по образу Божиему, и осуществление Образа Божиего в себе, уподобление Богу, возможно, как в любом деле, лишь при общении с учителем, у которого ты учишься. Чем больше ты общаешься с учителем, тем больше у тебя шансов овладеть всеми его навыками. В абсолютном смысле Бог является таким Учителем. Если мы хотим стать похожими на Него, а именно такое пожелание мы слышим из уст Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), то тогда нам как воздух для жизни требуется молитва – общение с Ним.
– Как появилось молитвенное правило?
– Молитвенное правило формировалось Церковью на протяжении всей истории человечества. Некоторые молитвы – очень древние, они взяты из Священного Писания Ветхого Завета. Это псалмы 90-й – «Живый в помощи…» и 50-й – «Помилуй мя, Боже…». Наша главная молитва «Отче наш» – из Евангелия, это ответ Христа на просьбу Апостолов научить их молиться. Есть молитвы, составленные святыми в момент их наиболее высокого духовного озарения, духовного просвещения, когда их душа предстояла пред Богом, и из их уст лились слова, вошедшие затем в молитвенное правило. Молитвенное правило – это наша «палочка-выручалочка», духовный камертон, который помогает настроить душу на молитвенный лад, на общение с Богом. Оно и сейчас продолжает формироваться. Примером может служить молитва Оптинских старцев, созданная в XIX веке. Многие верующие уже включают её в свое утреннее правило.
– Если человек осознал необходимость молитвы, но вычитывать правило целиком на первых порах тяжело, с чего ему начать? Можно ли читать не все молитвы, а только некоторые? И какие именно?
– Начнем с того, что вообще не стоит привыкать употреблять выражение «вычитывать правило». Приучайте себя не вычитывать правило, не вычитывать утренние и вечерние молитвы, не вычитывать правило ко Святому Причастию, а молиться. Я совершил утренние молитвы. Я совершил вечерние молитвы. Я помолился, подготовился к Причастию. Если ты будешь говорить: «Вычитал молитвы», – ты и будешь их только вычитывать. Задача любого молитвенного правила – настроить человека на молитвенный лад, подвести к молитве. Большое число молитв дано для того, чтобы у человека не наступало привыкание и притупление ума. Православная молитва – это молитва умная. Наше внимание, когда мы молимся, часто рассеивается, а когда мы произносим заученный текст, можем вообще блуждать «за морями и горами». Разумное количество молитв способствует концентрации внимания на их смысле – умному деланию. Умное делание – это осмысленная молитва. Разные молитвы пронизаны разным настроением: в одних молитвах звучат просьбы, в других – покаяние, в-третьих – благодарение, радость и ликование. Поэтому в разное время наша душа по-разному реагирует на них. Когда ты молишься, то бывает, что в какой-то миг вдруг у тебя под воздействием слов в сердце и голове переключается какой-то переключатель, и ты начинаешь молиться. И тогда наступает раскрытие твоей души, предстояние пред Богом. Что касается количества молитв на начальном этапе в правиле, то это лучше решать со священником. Тем более что конкретный духовный путь требует конкретного духовного руководства. Мы все разные, и поэтому для кого-то это может быть половина утренних молитв и половина вечерних молитв. А может быть треть утренних молитв и треть вечерних молитв. Но такие молитвы как «Отче наш», Символ веры, «Богородица Дево, радуйся», 50-й и 90-й псалмы я бы очень рекомендовал использовать всем.
– Возможно ли современному светскому человеку достигнуть состояния непрестанной молитвы?
– Апостол Павел учит нас, чтобы мы, христиане, непрестанно молились. Как это возможно? Дело в том, что молитвенное делание можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле – это молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, святым, бесплотным силам. В широком смысле – это дела. Молитва – это вся твоя жизнь перед Богом – предстояние перед Ним. Любое дело, какое бы мы ни делали, совершается в присутствии Его. И в присутствии реальном, а не воображаемом. Хочет человек с этим соглашаться или не хочет – это вопрос человека, а не Бога. Бог присутствует, к счастью, или к сожалению (для кого как), при всех твоих делах. Поэтому порой нам бывает стыдно за те дела, которые мы делаем. Об этом нужно помнить. В Ветхом Завете есть замечательный пример – праведный Енох, который ходил перед Богом и был взят за это на небо. Он ходил перед Богом, то есть жил в присутствии Бога, жил с Богом. Вот пример для христианина. Вот такое хождение перед Богом и было бы для современного мирянина совершением непрестанной молитвы.
Как мирянину правильно молиться Иисусовой молитвой?
О "механическом вычитывании" молитв Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|