Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О достоверности чудес
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 17:04 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

О достоверности чудес

Автор: Борис Соколов

Как свидетельствуют пресса и Интернет, в России с 90-х годов XX века началось массовое мироточение икон, чаще наблюдаемое во вновь открываемых храмах. Появляются сообщения об обновлении икон и о других необычных явлениях. Считается, что таких явлений к настоящему времени насчитывается уже десятки тысяч.

Энтузиасты собирают такие сообщения как фактический материал, свидетельствующий о проявлениях духовного мира в нашей жизни. Но насколько достоверны заключения об этих явлениях как о чудесах?

О достоверности чудес

И всегда ли подтеки на иконах можно называть мироточением, а выделившееся вещество - миром, даже понимая условность этих терминов?

Один из крупнейших писателей и философов XX века И. А. Ильин, исследуя понятия чудесного, чуда, дал глубокий и подробный анализ восприятия чуда людьми и указал на причины и опасности в трактовке фактов, претендующих называться чудесами. Представляется целесообразным привести некоторые выдержки, посвященные чудесам, из капитального труда И. А. Ильина "Аксиомы религиозного опыта".

"Чудо есть нечто подлинно-сущее, вправду совершившееся, объективно-достоверное… значит не "слух", не "вымысел", не "фантазия", не "иллюзия" и не "галлюцинация". Это достоверный "факт", состоявшийся в ткани мира и в контексте природы".

"…массовое дивование не есть признак чуда, ибо масса способна дивиться и мнимым "чудесам", и поддельным "чудесам"".

"Субъективная вера в состоявшееся чудо не доказывает сама по себе ни того, что это событие действительно совершилось, ни того, что оно необъяснимо естественными причинами, ни того, что здесь состоялось вмешательство сверхъестественных сил, ни того, что эти сверхъестественные силы имели Божественный характер".

"Понятно, что именно религиозно-верующие люди должны проявлять в вопросах чуда повышенную и глубоко продуманную осторожность. Признавая полную возможность сверхъестественно-божественного воздействия на "мир земного естества", они дорожат каждым таким воздействием, как своего рода подлинным "откровением" Божества".

"И если действительно необъяснимое событие состоялось, то он (религиозный человек - Б. С.) из религиозной осторожности, из благочестивой бережности и скромности предпочтет лучше не разглашать истинное чудо, чем разгласить мнимое, ложное или просто нечестивую подделку, обозначавшуюся на Западе в средние века словами "pia fraus" (благочестивый обман)".

"…именно религиозный человек, признающий возможность сверхъестественных сил и воздействий, проявит величайшую осторожность в установлении их источника. Сверхъестественное может быть и небожественным по своему источнику; оно может быть и противобожественным".

И еще: "Самое достоверное чудо может происходить не от Бога. И уже в силу этого настойчивое чудоискательство не свидетельствует о зрелости религиозного опыта суетливого искателя".

Эти выдержки, естественно, не передают всю глубину, логичность и обстоятельность рассмотренных вопросов в работе И. А. Ильина, но могут служить как бы опорными точками при анализе, оценке фактов, претендующих на необычность, чудесность.

Существует, по-видимому, только два пути изучения необычных явлений: богословский и, так называемый, научный. Богословский путь - это изучение смысла явления, его происхождения, направленности к благу или нет, соответствия другим признакам истинных чудес. Научный подход естественно связан с изучением вещества. Например, в случаях миро- или слезо- и других точений объектами изучения должны быть как предметы, из которых произошло истечение, так и сами истекшие жидкости.

С богословской точки зрения нет ничего зазорного или греховного в тщательном исследовании необычного явления. Это подтверждается многолетним изучением Туринской плащаницы. Как исследование вина в Кане Галилейской участниками свадьбы лишь подтвердило факт чуда Христова (см. Ин. 2, 9-10), так и любое исследование любого истинного чуда может лишь его подтвердить, как подтверждены факты чудесного схождения и свойства Благодатного огня в Великую Субботу или появления мокрого облака на горе Фавор в засушливый период времени года именно в день Преображения Господня.

Однако на практике иногда встречается негативное отношение к изучению, например, мироточения, как к греховному неверию в Божии знамения, в Его милости, вплоть до обвинения в святотатстве и воинствующем атеизме. Характерным является ответ Иосифа Муньоса, владельца монреальской Иверской иконы Богоматери, на просьбу взять пробу мира для анализа: "Икона перед вами, и никто не побуждает вас признать чудо, ваше дело - верить или отказываться верить". А как иначе, кроме тщательных исследований, можно отличить истинное чудо от его "благочестивой" подделки, или недоразумения, или естественных природных процессов?

Представляется целесообразным привести несколько примеров явлений, принимаемых некоторыми как чудесные, в изучении которых принимал участие автор этих строк.

Продолжение статьи

Из книги "И чудесами он обольщает живущих на земле"

Фото: Борис Донгаш

О церковности чудес. Мироточение
Чудеса и реальность


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (13.01.2011) | Автор: Борис Соколов
Просмотров: 2300
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz