Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице
1 Тим. 1:15–17
Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали очень краткий отрывок из 1-го Послания к Тимофею апостола Павла, где кроме причисления себя к лику великих грешников (эти слова и мы произносим всякий раз, когда молитвенно готовимся к Причащению), апостол говорит, что был помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной (1 Тим. 1:16).
Насколько мы помним из жития апостола Павла, в его земной жизни помилован он не был, апостолу отрубили голову в Риме, как гражданину Римской империи. Но человеком религиозным, который сумел соединить себя с Богом и ощутить эту живую связь, помилование в принципе не может восприниматься как финал юридического процесса.
"Господи, помилуй!" – мы все знаем эту краткую молитву и обращаемся с ней к Богу. Слово "милость" происходит от греческого "елей" – масло. В жару и при ожогах на востоке использовали оливковое масло, чтобы защитить или исцелить кожу. Поэтому, чтобы божественный огонь не попалил нас как терновник, мы молим "Помилуй!", то есть "Возлей елей на наши язвы и раны, исцели их". Такова этимология этого слова.
Если бы отношения между Богом и людьми строились по юридическому принципу, и Господь был к нам в большей степени справедлив, чем милосерден, перед вами на амвоне сейчас находилась бы горстка пепла. Но каждому грешнику апостол Павел напоминает, что и он сам некогда был помилован, чтобы Иисус Христос в нём первом показал все долготерпение.
Это очень важно. Человек задуман для светлой радости, но далеко не всегда способен к ней, потому что внутри него не всё ладно: болит душа, в которой "я – хороший", к сожалению, далеко не всегда побеждает "я – плохого". Но милость Божья в том, что Он никогда не оставляет человека, и длина дистанции, того расстояния, которое разделяет Бога и человека, регулируется с нашей стороны.
"Не хочу сегодня с Ним общаться", "подожду до пенсии, потом стану молиться", – расстояние удлиняется. А, если раз сорок на дню приходит светлая мысль: "Я и здесь не прав перед Богом", "и здесь не прав перед женой", "и здесь не прав перед ближним, да и вообще неправ перед самим собой", – происходит возвращение к тому предназначению, ради которого человек появляется на свет, и дистанция сокращается.
Возьмём пример двух апостолов – Петра и Иуды Искариота. Оба были в числе ближайших учеников Иисуса Христа, оба причастились на Тайной вечере, оба предали Христа, но итог их жизни совершенно разный. Разве этому виной Бог? Разве Он удалился и оставил их? Нет, Он как и прежде, действовал заботой и любовью.
Иуда не смог принести плоды покаяния, а Пётр положил на это всю свою жизнь вплоть до мученической кончины в том же Риме. Поэтому долготерпение Божье, о котором говорит апостол Павел, и вызывает такую щемящую радость в сердце. Господь всегда ждёт нашего возвращения к своему истинному назначению – быть вместе с Ним, и в наших силах это сделать, отвечая на Его любовь и сокращая дистанцию со своей стороны. Аминь.
О надежде и Божественной благодати
О призвании первых учеников Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|