Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Протоиерей Алексий Тюков
Сегодня мы поговорим о том, что, судя по частым вопросам, интересует многих: есть ли в современной Церкви орган, отвечающий за "собственную безопасность", то есть люди, уполномоченные рассматривать особо важные обвинения (жалобы), поступающие от мирян или священников на других священников?
Вначале я хотел бы подкорректировать формулировку. Фактически речь идет о церковном суде.
Церковный суд - это орган, который, в первую очередь, отвечает не за безопасность Церкви, а призван пресекать в Церкви зло, которое возникает в связи с каноническими нарушениями священнослужителей или мирян, и эти канонические правонарушения могут привести к нестроению в Церкви, нанести зло другим членам Церкви и самому согрешающему.
Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде.
Суд в нашей Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:
а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своей епархии;
б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;
в) высшим судом, судом архиерейского собора с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.
Вообще судебная власть в Церкви принадлежит исключительно епископам. На разных уровнях это Патриарх, Священный собор или епархиальный епископ той области, в которой вы живете. Это вытекает из церковно-литургического понимания роли епископа, которую предельно четко выразил древний святой священномученик Игнатий Богоносец: "Где епископ, там и Церковь, где Церковь, там и епископ".
Церковный суд - это всего лишь один из служебных компонентов судебной системы Церкви, которому епископ делегирует право экспертного рассмотрения дел, требующих дополнительного исследования, установления фактов и канонической их оценки. В таком суде в епархии рассматриваются дела по обвинению клириков и мирян. Если речь идет о жалобах на священников, то, видимо, целесообразно говорить только об епархиальном суде.
Правящий архиерей решает, рассматривать ли дело единолично или передать его для рассмотрения церковному суду. Как правило, он сам рассматривает дело, когда оно предельно ясно. Например, если священнослужитель вступил во второй брак, здесь не требуется исследований церковного суда, чтобы лишить такого клирика сана. Если же все-таки требуется выяснение факта совершения церковного преступления, то дело рассматривается в судебном порядке епархиальным судом.
Епархиальный церковный суд не выносит приговора по делу, он устанавливает факт совершения церковного преступления и лицо, совершившее это преступление, а также дает каноническую справку по рассматриваемому делу. На основании принятого епархиальным судом постановления решение принимает сам правящий архиерей. Иногда окончательное решение по делу принимает Святейший Патриарх, но только в тех случаях, когда речь идет об отлучении мирянина от Церкви или пожизненном запрещении клирика в служении или извержении его из сана. Поэтому если есть веские основания для обращения к правящему епископу в отношении каких-то серьезных проступков наших собратий по вере, то есть смысл обратиться к правящему епископу области, аргументированно изложив ему свое видение ситуации.
При этом очень важно не озлобляться на тех людей, которые, как нам кажется, подлежат церковному суду; необходимо усердно за них молиться Богу, чтобы Господь помог им избавиться от греховной жизни, помог им обратиться на путь покаяния. И будем помнить, что если мы неправедно кого-то обличаем, осуждаем, то Господь может и нам попустить в нашей жизни впасть в эти же грехи. Помогай нам Господь избавиться от путей, ведущих ко греху, и найти тот путь, который ведет нас к радости!
Фото: Василий Кузьмин
Со страхом Божиим
Что значит: быть христианином? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|