Автор: Михаил Молотников, протоиерей Николай Иванов
С незапамятных времен люди верили, что первый человек был сотворен Богом (или, в искаженном, мифологизированном представлении, богами). Об этом свидетельствуют все древнейшие литературные памятники. Однако в XIX веке несколько европейских ученых во главе с Чарльзом Дарвином, основываясь на новых открытиях биологии и археологии, выдвинули гипотезу о происхождении человека от человекоподобных обезьян путем естественного (случайного) отбора, или эволюции. Дарвин не был атеистом. Он считал, что Бог сотворил только начальные виды живых существ, а дальше они развивались по эволюционным законам, также, естественно, созданным Творцом.
Вокруг гипотезы сразу же разгорелись жаркие споры. Почему человек так возвысился над остальным животным миром? Что послужило толчком к превращению обезьяны в человека? Эволюционная гипотеза не давала и по сей день не дает ответы на эти вопросы. Даже близкий друг и соратник Дарвина Альфред Уоллес справедливо считал, что между психикой человека и животных существует резкая грань, что человеческие способности мыслить абстрактно и различать добро и зло не могли возникнуть в результате естественного отбора, но лишь при «вмешательстве высшего разумного Существа».
Несколько ближайших материалов мы посвятим вопросу происхождения человечества. Человек – это образ Божий, хоть и поврежденный грехом, или высокоразвитая обезьяна, подчиняющаяся животным инстинктам? Вопрос непраздный. От ответа на него зависят и мировоззрение человека и цель его существования на земле.
М. Молотников
О целесообразности природы
Как будто еще не так давно считалось возможным отрицать наличие целесообразности в природе. Говорили, что даже процесс совершенствования, эволюции происходит лишь в силу случайных положений и слепого по сущности своей естественного отбора. В наши дни бурного развития науки говорить об отсутствии целесообразности устроения всего, что мы видим, просто невозможно. Научные открытия ежедневно приносят все новые и новые сообщения о сложнейшем устройстве каждого изучаемого природного объекта... Мы поражаемся чрезвычайно разумному устройству и атома, и любого организма, и космических процессов. И уже труд¬но говорить о том, что является более «продуманным» – галактики и туманности или те организмы, которые до сих пор почему-то называются простейшими, хотя устроены они наисложнейшим образом. Кругом, оказывается, все точно рассчитано, причем так, что все создает возможность развития, совершенствования, и уже явно видно, что целью этого развития является жизнь. И наконец, человек среди неисчислимого богатства этих жизненных форм. Все как будто служит одной цели: и странное наклонение орбиты Земли по отношению к плоскости ее вращения вокруг солнца, в силу чего происходит регулирование тепла и смена времен года, и удивительное исключение для воды из общей закономерности сжимания всех физических тел при холоде, без чего прекратилась бы жизнь на Земле, и поражающий наш ум инстинкт живых существ, совершенно необъяснимый, но исключительно мудрый, и не менее удивительные другие явления, происхождение которых непонятно, – все служит одной цели: чтобы в конце концов на Земле появился человек как венец всего существующего.
В нашей Солнечной системе все рассчитано так, что малейшее изменение принесло бы катастрофу для жизни на Земле. Достаточно представить себе хотя бы некоторое изменение в том недавно открытом электромагнитном «поясе» над атмосферой, защищающем Землю от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца и пропускающем их ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни, или хотя бы изменение всего лишь на 10 или 20 градусов температуры на земной поверхности, что совершенно ничтожно в общих масштабах космической температуры, но было бы губительно для жизни высокоорганизованных существ, чтобы понять всю целесообразность общего устроения Вселенной. Наука с каждым днем все громче и громче говорит о целесообразном устроении каждого явления и только как будто боится сказать свое последнее слово об общей гармонии и целесообразности. Но уже стало невозможно говорить, что все частное разумно, а целое не имеет общего смысла. Целесообразность всего космоса и явление наивысшего явления в нем – человека – это сейчас уже такая истина, отрицать которую невозможно.
Протоиерей Николай Иванов
(глава из книги «О смысле жизни»)
Творение как проблема начала: диалог богословов и космологов в ХХ-ХХI вв.
Автор: протоиерей Олег Мумриков
Широко известный британский физик-теоретик С.Хокинг (Stephen Hawking; род. в 1942 г.) предложил свою оригинальную теорию квантовой гравитации, объясняющую закономерное происхождение Космоса. Согласно Хокингу, то, что мы принимаем за „начало“, на самом деле является переходом Вселенной от одного состояния к другому
Бог... Какой Он? Автор: Протоиерей Борис Балашов Часто спрашивают: "Объясните нам: кто такой Бог? Какой Он?" Давайте сначала попробуем ответить на более простой вопрос: "Кто такой человек?" Может ли кто-то дать исчерпывающее объяснение?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|