Автор: Cвященномученик Серафим (Звездинский)
Приимте, ядите: сие есть Тело Мое…
Пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя, Нового Завета.
(Мф. 26:26-27)
Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче - солнышко. Много чудных, душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее - роза. Много ярких прекрасных камней хранится в недрах земли: там есть сапфиры, изумруды и яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант. Много рек, ручьев, речек бежит по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, безмерном, огромном океане.
И в духовном мире есть и звезды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звезд - песнопений, святоотеческих творений хранится в Церкви Православной, но все они сходятся в солнце Церкви нашей - Божественной литургии. Много чудных цветов растет на пажитях церковных, но всех их прекраснее роза - Божественная литургия. Дивные, драгоценные камни Церкви нашей - обряды, но всех их ярче блистает бриллиант - Божественная литургия. Все источники, все ручейки и реки - таинства наши сливаются в глубочайшем святейшем таинстве - в Божественной литургии.
У нас в Церкви есть руки Христовы, уста и очи Его, есть также и сердце Его Божественное. Руки Его - обряды Церкви, язык уст Христовых - Евангелие святое, очи Его - Таинства Святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце же Его - Божественная литургия.
Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: "Твоя Премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в Литургии Христос отдает Себя верным - Тело Свое и Кровь Свою Животворящую".
Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий, чудный дар. Ангелы Божии, если только можно выразить это на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь. Они мириадами слетаются там, где приносится Бескровная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии. Вот как благоговели они пред нею!
Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в Таинстве Причащения, они каждый день приступали к святой Чаше - так чиста была их жизнь. Когда они ехали в далекий путь, они брали с собою Святые Таины, вместе с крестом хранили они их на груди. Наши предки свой день всегда начинали с посещения Литургии; только отстояв ее, они начинали свои дела житейские. Вот как люди, христиански настроенные, ценили Божественную литургию.
Много названий дано ей. Первое - Пасха; так называли ее древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Кто бывает за Божественной литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что Литургия есть Тайная Вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение".
Второе название - Трапеза, потому что здесь предлагается нам Небесный Хлеб - Тело и Кровь Христовы Животворящие. Третье - Евхаристия, или Благодарение. Четвертое - Общение; вот еще одно название Литургии, потому что в Таинстве Причащения вступаем мы в величайшее общение со Христом. Через таинство это Он проникает во все частицы нашего тела. Пятое - Обедня. Так называют Литургию у нас в том же смысле, что и название Трапеза. Обедня - обед, пир, на который Господин зовет своих рабов через слуг своих.
Рабы - это мы. И как много среди нас таких, которые на зов Царя отказываются идти, уходя то на торжище, то на поле, или не желают оставить дом, потому что женился (см: Лк. 14:19).
Слуги Господа - архипастыри и пастыри - зовут, но зова их не слышат, как не слышат и звона церковного, и зова Христова - Святого Евангелия. Мало того, что не слышат, но и другим мешают ходить: смеются над ними, издеваются, глумятся. Не видят эти люди, как они нищи и убоги, жалки, наги, несчастны, окаянны. Солнца Божия лишают они себя, бриллиант драгоценный топчут они в заблуждении своем.
Дорогие мои, паства моя богодарованная! Любите Божественную литургию! Берегите эту благоуханную розу Божию; просвещайте свои души светом солнца Божественного; считайте потерянным днем своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной Трапезой. Пусть среди вас не будет сектантов, отвергающих святую Чашу, глумящихся над нею. Пусть очи ваши всегда видят Божественную Чашу, пусть уши слышат всегда: "Примите, ядите". Благодарите Бога за этот величайший и святейший дар, пред которым трепещут ангелы. "Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа!"
Фото: Евгений Цапенко
Источник: http://www.mepar.ru/
Литургия Иоанна Златоуста
Некоторые аскетические и вероучительные аспекты в изучении текста Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|