Автор: Наталья Гусева
Снова на дворе предновогодье. Метет долгожданная поземка, напоминая нам, взрослым, о детстве, о новогоднем празднике, пахнущем елочной смолой, мандаринами и яблоками "Джонатан". Лично у меня Новый год долго-долго ассоциировался с этим запахом, и именно этот запах будил во мне праздничное настроение.
Сейчас все чаще и чаще, к огромному сожалению, эта дата ассоциируется у меня с зашкаливающим "благочестием" (именно так, в кавычках) некоторых моих собратьев и сосестер по вере по вопросу празднования Нового года. Уже набили оскомину предупреждения наших приходских батюшек о том, что это не грех, если по-человечески, если по-христиански. Ан нет, все равно, как непотопляемый авианосец, всплывает из глубин душ наших этот фарисейский вопросик.
И снова, и снова хочется спросить: ну откуда у нас, православных, такая любовь к трудностям, что мы готовы сами для себя их создавать, чтобы потом преодолевать, испытывая подчас прямо-таки мазохистское наслаждение от "гонений", воздвигнутых на нас нашими родными, доведенными до отчаяния нашими бесконечными "нельзя"?!
Скольких людей оттолкнули мы от Христа, старательно устанавливая забор из запретов вокруг всякого новоначального?! Митрополит Сурожский Антоний говорил, что человек никогда не поверит вашим словам о Христе, если не увидит отблеска Божественной любви в ваших глазах, на вашем лице. Дорогие мои сестрички во Христе, посмотрите непредвзято на свои лица: на них чаще всего написана "вселенская скорбь" и такая кислятина, что зубы сводит!..
Никто не ратует за то, что надо смеяться и скалиться непрерывно! Но легкая улыбка, участливый и добрый взгляд, теплое слово - вот оно, украшение христианки, ее оружие на врага. Потому что этим оружием она победит лукавого, который воздвигает препоны на пути новоначального к Церкви. А унылое лицо, до носа закутанное в черный платок, плюс два бесформенных мешка - юбка и кофта - только отпугнут новичка, "сыграв на руку" губителю душ человеческих.
Подумайте, посмотрите внутрь себя: не потому ли мы так цепляемся за эти бесформенные мешки и кислые лица, за эти бесконечные "нельзя", что это - наша преграда для ближнего? Эта "избранность" не подпустит к нам "непосвященного" новичка. А вот добрая улыбка и ласковое слово обязательно потребуют дальнейшего "раскручивания" своей души и своего сердца. Человек, привлеченный твоим теплом, потянется к тебе, и - о ужас! - придется отдать ему, чужому и проблемному, свое участие, свое время и свои силы. А это и тяжело, и жалко, и неудобно. Может быть, все дело в тщательно нами оберегаемом собственном комфорте?
Может, и ежегодные атаки на несчастный Новый год - тоже из этой оперы? Может, легче поставить загородку из "нельзя", чем дать себе труд подумать, как сделать так, чтобы было "можно"?
А я вот как-то раз дала себе задачу стать "адвокатом" Нового года, попробовать добиться его "реабилитации". Конечно, рассуждала я, удобно было раньше, при старом стиле: все шло, как положено - Рождество, потом Новый год. Но ведь если мы сейчас начнем роптать на то, что все неправильно, мы забудем, что это все тоже для чего-то попущено Господом! А раз попущено, значит надо принимать. Странно было бы принимать от своих земных родителей только конфетки, отказываясь от полезных, но невкусных овощей. И в духовной нашей жизни странно принимать от Отца Небесного только радости, а от трудностей кукситься и прятать голову в песок.
Может, Господь ждет от нас благодарности за все, и за эту "путаницу" тоже? И вот что мне вдруг придумалось… Вот человек живет сперва в материнской утробе, потом рождается на свет, потом его приносят Богу - крестят. Никто же не делает наоборот: не крестит дитя в утробе, до рождения, даже при том, что дитя и в утробе живое и весьма подвижное. Может, и с Новым годом так: сначала рождается Новый год для земли, обновляется природа, "прихорашивается" к встрече праздника гораздо более великого, чем ее - природы - земного рождения, Нового Года?
А потом эта обновленная, чистая, новорожденная природа празднует духовное рождение: приход в мир Того, Кто сотворил ее, Кто был настолько велик, чтобы создать все сущее на земле, и стал настолько умален, что поместился в Девичью утробу, родился в холодной пещерке Вифлеема и лег в неуютные ясли для скота, обвитый пеленами.
И может, Господь ждет от нас в этот праздник рождения земли, в Новый год, тихой радости, замирающего - в преддверии духовного рождения - сердца. Давайте не лишать себя этого праздника! Только давайте проводить его не в сумасшествии пьяного разгула и бесовских воплей из зомбоящика, а в тихой радости, в светлом трепете предстоящего чуда - Рождества Христова.
Н. Гусева,
старшая сестра православного
сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице
Фото: Татьяна Сазонова
Искушения во время поста Автор: Наталия Гусева Так что же теперь не поститься? А вот ответ на этот вопрос зависит от того, какую конечную цель мы себе ставим. Если хотим уйти от искушений, пересидеть в тихом уголочке бури житейские, то, наверное, можно и не поститься
Тигренок на календаре, или Немного о встрече "китайского нового года" Автор: Наталия Гусева Уже накануне Нового года то там, то здесь - в транспорте, на работе, на улице - можно услышать: "этот год надо встречать большим количеством мясных блюд", "в одежде обязательно должны быть полоски" и прочая, и прочая… Было бы смешно, если б не было так грустно, ведь очень многие из моих знакомых, искренне считающих себя русскими, детьми Церкви, современными и состоявшимися гражданами, прямо-таки с нешуточной серьезностью готовы обсуждать "что нам звезды скажут?"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|