Автор: Наталья Волкова, преподаватель воскресной школы Петропавловского храма пос. Малаховка
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной
для освещения земли и для отделения дня от ночи,
и для знамений, и времен, и дней, и годов»
(Быт. 1:14)
Священное Писание показывает нам, что уже при сотворении мира Творец вложил духовный смысл в естественные процессы смены времен, дней и лет.
По церковному Преданию, в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновался с 1 по 8 сентября (одно из названий этого месяца у евреев – тишри), Иисус Христос пришел в город Назарет и в день субботний в синагоге Ему подали книгу пророка Исаии, а Он, найдя текст, стать читать: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (см. Лк. 4:17-18).
Прочтение этих пророческих слов явилось знамением начала открытого служения и проповеди Царствия Божиего Нашим Спасителем после Его крещения, сорокадневного поста в пустыне и искушения от диавола.
Праздник Церковного Новолетия был установлен святыми отцами I Вселенского Собора в 325 году. Они определили с 1 (14) сентября исчислять новый церковный год, и поэтому весь круг двунадесятых Господских и Богородичных праздников начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) и кончается Её Успением 15(28) августа.
К кругу великих праздников примыкают также другие великие, средние и малые праздники ангелов и архангелов, Богородичных икон и святых, память которых празднуется в каждый день церковного года и составляет духовную сокровищницу Православной Церкви.
В богослужебных текстах Церковь указывает своим чадам, православным христианам, путь Домостроительства Божиего по спасению человечества от грехов, страданий и смерти, даёт лествицу для духовного восхождения на вершину горнего мира, открывает тайну Божественной любви к падшему человечеству и сподобляет стать причастниками премирного Божественного жития. А мы, в свою очередь, на призыв Господа и Церкви должны открыть свое сердце для того, чтобы Бог написал в нём Свой Закон и помог нам его исполнить.
Годичный круг богослужения условно можно разделить на три части. Первая часть – от Рождества Пресвятой Богородицы, точнее от Новолетия, до Рождества Христова – пришествия Спасителя в мир – указывает на события Ветхого Завета. Вторая часть – от Рождества Христова до отдания праздника Вознесения раскрывает земную жизнь Иисуса Христа и путь Его служения. Третья часть – от дня Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа на апостолов до отдания Успения Пресвятой Богородицы посвящена событиям рождения Церкви Христовой, её жизни и деятельности на земле.
В церковном Уставе праздник Новолетия называется «началом индикта, сиречь новаго лета». Слово индикт переводится с латинского языка как налог, подать, назначение, а также римское название 1 сентября. Этим словом император Константин назвал особую денежную повинность на содержание солдат, получивших отставку.
Со временем стали различать три вида индиктов: императорский, начинавшийся с 24 сентября, Константинопольский с 1 сентября и первосвященнический, или папский, с 1 января. Счет с 1 сентября был принят у греков, так он и вошел в счет времени в русской Церкви. Первый письменный памятник, помеченный индиктом, относится к 312 году.
Вероятно, слово индикт, как синоним церковного новолетия, закрепилось в истории Церкви как символ наших добрых дел, которые мы приносим Царю мира Иисусу Христу.
Электронная версия газеты "Клин Православный" (26 августа 2021)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|