Автор: Татьяна Шишова
- Недавно услышал в разговоре, что есть дети, которые боятся... мультфильмов. Неужели это правда? Мне не верится. Мы в детстве тоже смотрели мультики, но никто их не боялся.
- Да, как ни странно это звучит, сейчас для многих детей мультфильмы стали источником невротизации. Но на самом деле это нисколько не удивительно. Современные мультики (преимущественно американские и японские) кардинально отличаются от тех, которые смотрели в детстве родители нынешних детей. Перечислю лишь несколько таких отличий.
Если советские мультфильмы строились по законам волшебной сказки, то западные (типа "Ниндзя-черепашек", "Бэтмена", "Спайдермена" и проч.) - это типичные боевики. А значит, они гораздо больше насыщены сценами побоищ и убийств. Зло уничтожается здесь исключительно физически, с помощью разнообразного оружия. Показывается это ярко, подробно, за кадром звучат грозная музыка и истошные крики. То есть воображение ребенка загружается на полную мощь картинами всяких ужасов.
А ведь для впечатлительных детей 5-6-ти лет подчас даже обыкновенное чтение сказок на ночь оказывается непосильной психической нагрузкой, и они потом долго не могут уснуть!
Существенно разнятся и отрицательные персонажи. В подавляющем большинстве наших мультфильмов антигерои не вызывают запредельного страха, ибо не являются воплощениями абсолютного зла (то есть дьявола). И очень ко многим из них можно в конце концов найти подход. Подвигнуть же на стезю добра типичных злодеев западных мультфильмов - вампиров, маньяков-ученых, мечтающих погубить весь мир, садистов, которым доставляет наслаждение мучить людей, - невозможно, как невозможно договориться с врагом рода человеческого. Поэтому в ход опять-таки идут кулаки и гранатометы.
Под воздействием подобной кинопродукции у детей формируется мрачная, пессимистическая картина мира. Человек в этом мире беспомощен. Только одинокие супергерои способны противостоять злу. Но маленький ребенок прекрасно понимает, что ему до такого супергероя далеко, и осознание этого лишь усугубляет его страхи.
В наших же мультиках зло не тотально. И Незнайка, Чебурашка, Буратино, Чиполлино - никакие не супергерои, а просто дети, только немного побойчей и понаходчивей зрителей. Поэтому на них можно равняться, эти образы укрепляют у ребенка веру в свои силы.
Тяжело воспринимаются малышами и непривычная манера рисунков, режущие слух интонации чужой речи, агрессивный напор, с которым действуют и говорят западные киногерои, слишком быстрое для детского восприятия мелькание кадров. Кажется, что это ерунда. Что малышам до эстетики? И действительно, на уровне сознания они на это не реагируют. Зато подсознание дает бурную реакцию, которая как раз и выражается в патологических страхах, ночных кошмарах и прочих "удовольствиях".
- Моего шестилетнего сына как будто завораживают всякие ужасы. Он постоянно рисует катастрофы: извержение вулкана, землетрясения, кораблекрушения. И в играх у него такие же сюжеты. Что это значит и как с этим бороться?
- Я думаю, мальчика гложут страхи. Именно гложут, не давая ему покоя, раз он и в рисунках, и в играх не может отрешиться от апокалиптических сюжетов. Но, судя по недоуменной реакции матери, ребенок не склонен делиться своими переживаниями даже с близкими людьми, не любит открывать душу. Такое нередко бывает с очень самолюбивыми детьми, которые не хотят представать перед окружающими в невыигрышном свете и молча страдают, пытаясь самостоятельно найти выход из создавшегося положения.
"Ужастики" в рисунках и играх мальчика - это и есть попытка изжить страхи, пожирающие душу. Попытка явно неудачная, поскольку страх смерти (а именно он стоит за сюжетами катастроф) не проходит, а наоборот - становится навязчивым.
Теперь о том, как с этим бороться.
Страхи не бывают на пустом месте. И перво-наперво следует определить причину (или причины), их порождающие. Какие передачи смотрит ваш ребенок по телевизору? Какие слышит разговоры? Может, его обижают в детском саду ребята или притесняет дома старшая сестра? А может, он перегружен занятиями и переутомляется? Истощенная психика становится более уязвимой, и страшные образы, которые обычно вытесняются сознанием, всплывают на поверхность, не дают покоя. Бывает, что за страхом катастроф прячутся страхи иного свойства: на самом деле ребенок боится авторитарной бабушки или отца. Боится настолько, что даже в мыслях не может себе в этом признаться, и замещает один страх другим.
Короче, поводов для размышления у вас предостаточно. Не докучайте ребенку расспросами. Лучше осторожно понаблюдайте за ним. Полезно завести дневник, фиксируя в нем все, что почему-либо вас настораживает в поведении и высказываниях сына.
Постепенно из мелких деталей сложится объемная картина, и вам многое станет понятно. Помогают и ролевые игры, дети в них обычно раскрываются.
Но понять и даже устранить причину - это еще не все. Необходимо создать благоприятный психологический климат, чтобы поскорее сгладить последствия пережитой травмы (а запредельный страх, конечно, травмирует). С ребенком нужно как можно больше смеяться, шутить, отвлекать его от его привычных сюжетов, предлагая свои, более радостные, но не менее захватывающие. Для этого понадобятся изобретательность, терпение и большой заряд оптимизма. Но овчинка стоит выделки!
Из книги И. Я.Медведевой, Т. Л. Шишовой "Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика"
Фото: Евгений Цапенко
Капризы и слезы
Детские страхи. Что делать? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|