Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Некоторые размышления святых о человеке
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 01:44 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Некоторые размышления святых о человеке

Размышления святых о человеке

Мы, люди, введены в мир сей как бы в училище: нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, поведено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога.

Свт. Василий Великий

Было время, когда высокое Слово Ума, следуя великому Уму Отца, водрузило несуществовавший дотоле мир. Когда мир был составлен, нужен стал Премудрости - матери всего - и благоговейный царь земной. Тогда Слово рекло: "Угодно Мне создать такой род тварей, сродных между смертными и бессмертными, - разумного человека, который бы был мудрым владыкой земли, таинником небесного". Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Потому, как земля, я привязан к здешней жизни и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей. Как тело, первоначально растворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потоком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других, так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривосходит в образуемый состав человека, рождается вновь, из первоначального семени уделяемая многим и в смертных членах сохраняя постоянный образ. Нетленный Сын создал человека с тем, чтобы он приобрел новую славу и, изменив в себе земное в последние дни, как бог шествовал отсюда к Богу. Поэтому и предоставил Бог его собственной свободе, напечатлел в сердце его добрые наклонности, поставил в равновесии между добром и злом так, что он мог по собственному выбору склониться к тому или к другому, однако же был чистым от греха и чуждым всякой двуличности. В раю поставил Бог человека, чтобы он был неослабным делателем Божиих словес. Запретил же ему употребление одного растения, которое заключало в себе силу к полному различению добра и зла, было совершеннее других. Ибо совершенно хорошо для преуспевших, а не для начинающих. Но когда человек вкусил преждевременно сладкого плода и облекся в кожаные ризы - тяжелую плоть - и стал трупоносцем, тогда исшел он из рая на землю и получил в удел земную жизнь. А к драгоценному растению приставил Бог хранителем Свою пламенеющую ревность, чтобы какой Адам, подобно прежнему, не вошел внутрь преждевременно и чтобы, находясь еще во зле, не приблизился к древу жизни. И мы, далеко отплывшие от великого Бога, не без труда совершаем вожделенное плавание. И этот новонасажденный грех к злосчастным людям перешел от прародителя.

Cвт. Григорий Богослов

Художническое слово созидает живое существо, в котором приведены воедино невидимая и видимая природы, созидает человека и, из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в Писании изложено под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий; поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, ангелом, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть.

Свт. Григорий Богослов

Устрояется солнце и никакого не предшествует света, так же и небо, хотя нет ничего ему равного в сотворенном, и такое чудо созидается единым речением. Так и все, взятое порознь: эфир, звезды, наполняющий середину воздух, море, земля, животные, растения - все приводится в бытие словом. К одному только устроению человека Творец вселенной приступает как бы с рассмотрительностью, чтобы и вещество приуготовить для сего состава, и образ его уподобить первообразной некоей красоте, и предназначить цель, для которой будет он существовать, и создать естество, соответственное ему, приличное его деятельности, пригодное для предположенной цели.

Свт. Григорий Нисский

Мысли святых о человеке

По естественному виду душа (человек) питается, с растительной же силой соединяется чувствительная, по природе своей занимающая середину между умопредставляемой и вещественной сущностью, в такой мере грубейшая первой, в какой она чище последней, потом с тем, что есть тонкого и светоносного в естестве чувствующем, совершается некое освоение и растворение умопредставляемой сущности, чтобы человек составлен был из трех сих естеств. Так, подобное сему дознали мы от апостола, когда говорил он солунянам, желая им: да сохранится всесовершенная благодать и тела, и души, и духа и в пришествие Господне (1 Фес. 5, 23), и, питательную часть называя телом, чувствующее означается словом "душа", а умопредставляемое словом "дух".

Свт. Григорий Нисский

Апостол знает три различные произволения в человеке и именует плотским то, которое занимается чревом и его услаждениями; душевным, которое в середине между добродетелью и пороком и возвышается над пороком, но не вполне причастно добродетели; и духовным, которое имеет в виду совершенство жития по Богу.

Свт. Григорий Нисский

Имел человек до падения тьмочисленные качества, которых никто не возможет представить словом, разумею равночестие с Ангелами, дерзновение перед Богом, созерцание премирных благ, возможность и нам украситься неизреченной лепотой блаженного естества, показывая в себе Божественный образ, сияющий красотой души. На место же этого появились в нас лукавый род страданий, злое гнездо огорчений.

Свт. Григорий Нисский

Бог для того и создал нас и привел в бытие, чтобы сделать участниками вечных благ, чтобы даровать Царство Небесное, а не для того, что ввергнуть в геенну и предать огню.

Свт. Иоанн Златоуст

Не вкушение от древа познания добра и зла открыло прародителям глаза: они видели и до вкушения. Но так как это вкушение служило выражением преслушания и нарушения данной от Бога заповеди, а за эту вину они лишались потом облекавшей их славы, то сделались недостойными столь великой чести.

Свт. Иоанн Златоуст

Изначала Бог создал и сказал: не ясте от него, да не умрете. Значит, до внушения они были бессмертны; иначе Бог и после вкушения не навел бы на них смерть в виде наказания.

Свт. Иоанн Златоуст

Рече Бог: "В оньже аще день снесте от него (древа), смертию умрете" (Быт. 2, 17). А оказалось, что они после преслушания и вкушения жили еще много лет. Но с той минуты, как услышали: "Земля еси, и в землю отыдеши" (Быт. 3, 19), они получили смертный приговор, сделались смертными, ибо потеряли благодать и, можно сказать, умерли духовно.

Свт. Иоанн Златоуст

В нашу природу вложено познание того, что должны мы сделать и чего не должны.

Свт. Иоанн Златоуст

Человек бывает хуже зверя. Зверь прямо обнаруживает свое зверство, а этот скрывает свою злобу под видом кротости, и потому часто бывает трудно остеречься его.

Свт. Иоанн Златоуст

Каждое из бессловесных животных имеет один какой-нибудь недостаток: волк хищен, змей коварен, аспид ядовит, а у злого человека не так. Человек часто имеет один недостаток, но бывает и хищен, и коварен, и ядовит, соединяя в душе свои страсти животных.

Свт. Иоанн Златоуст

Природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для Божией благодати, и для сопротивной силы.

Прп. Макарий Великий

Принуждать произволение души никогда не хочет Бог, и потому однажды навсегда предоставил ее свободе вести всегда жизнь, как сама хочет.

Прп. Ефрем Сирин

Хвала Всеблагому, Который по любви Своей открыл славу Свою сынам человеческим! Из персти создал он бессловесное естество и украсил его душой, обладательницей сокровищ. Перстные уста сделал способными величать Его, чтобы вся тварь воспевала Ему хвалу.

Прп. Ефрем Сирин

Чтобы уврачевать больное человеческое естество и восстановить в нем истинное, свойственное ему по первоначальному его устроению здравие - для сего потребна сверхъестественная сила... Это есть Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Который, чтобы уврачевать подобное подобным, благоволил восприять человеческое естество здравое. И вот, когда кто верой прилепляется ко Христу, тогда Христос сочетавается с ним Божеством и здравым человечеством, и через такое единение восстанавливает в нем первоначальное истинное здравие.

Прп. Симеон Новый Богослов

Фото: Татьяна Сазонова, www.obraz.org

Человек - это звучит гордо?
Воля Божия. Путь ко спасению
Человек - это звучит… как?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (27.07.2012)
Просмотров: 2149
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz