20-е годы. Константинополь. Мы с Надей живем в полутемной комнате, окно которой обращено на уборную. Мы – эмигранты, бежали из России. У Нади – маленький сын, которого ей удалось устроить в приют, а у меня никого: муж убит на бронепоезде, и я одна во всем мире.
Вещи все проданы, да у меня их и не было, я жила на Надины средства, но сейчас у нее ничего не осталось, и мы с ней вот уже три дня как ничего не ели. Только сунем палец в соль, пососем и ляжем на нашу широкую общую кровать.
Что делать? Надя находит себе работу, потому что знает иностранные языки, а я не знаю, и меня никто не берет. Зато купить нас стараются многие, и мы так напуганы наглостью окружающих людей, что боимся всех и упросили свою хозяйку, старую толстую турчанку, никого не впускать к нам.
Даже адреса своего никому не даем – так боимся. Ведь нас недавно чуть не продали в публичный дом свои же соотечественники. Нас случайно спас французский офицер.
Как мне хочется умереть!
Надя верит в Бога и в то, что наша жизнь изменится к лучшему. Я тоже верю в Бога, но Он забыл нас... Мне надоело лежать, опротивели грязные стены, и хотя я всего в Константинополе боюсь, но встаю и, одев свой единственный костюм, выхожу на улицу. Иду и пошатываюсь от слабости, но на воздухе мне легче. Вдруг кто-то хватает меня за руку. Коля – товарищ мужа по бронепоезду.
Здороваемся, рассказываем о своих печалях. Он предлагает отвести меня к знакомому купцу Н-у, который открыл ресторан для эмигрантов, и попросить принять меня на работу.
– Эх, пока работа найдется, мы с Надей умрем с голоду, ведь мы три дня ничего не ели, – вырывается у меня.
– Мария Николаевна! И вы молчите! Вот, возьмите, – волнуясь, Коля протягивает мне монету.
– А еще есть?
Коля мнется.
– Допустим, нет.
– Тогда я не возьму.
Мы долго препираемся и наконец делаем так: мы с Колей покупаем на все деньги хлеба, одну треть он берет себе, а с двумя я бегу домой.
– Надя! – кричу я прямо в дверях. – Хлеб!
И мы едим мягкую душистую булку и никак не можем насытиться.
– Ангельский хлеб, – приговаривает Надя, набивая себе полный рот.
Она довольна и уже полна бодрости, а у меня опять тяжело на душе и я не хочу идти к Колиному купцу: мне так не везет в жизни, что конечно же и теперь постигнет неудача.
Все-таки Наде удается уговорить меня, я иду к Н-у, но получаю от него холодный отказ:
– Все места заняты...
Ах, к чему стоило унижаться... Лежу и плачу... Наде опять посчастливилось найти работу, а я снова должна висеть у нее на шее. Сколько еще может тянуться такое существование? Хватит, мне остается только один выход – Босфор. На дне его уже много таких, как я...
Эту ночь я сплю почему-то особенно крепко, а под утро вижу сон: темная комната, в углу – сияющий образ Царицы Небесной, и от него голос:
– В эту пятницу пойди в церковь...
Просыпаюсь – на душе радостно, свято... Долго лежу и переживаю увиденное, потом принимаюсь тормошить Надю:
– Послушай, какой я необыкновенный сон видела. Проснись, прошу тебя.
Надя трет глаза и ничего не понимает. Но мой рассказ быстро приводит ее в себя.
– Какой дивный сон! – восторженно шепчет она. – Это Царица Небесная предвещает тебе что-то хорошее. Подожди, а нет ли в эту пятницу праздника?
Надя хватает единственную книгу, вывезенную из дома, – «Житие Пресвятой Богородицы» – и начинает листать ее.
– Сегодня вторник, значит, в пятницу будет праздник в честь иконы «Нечаянная Радость» – первое мая (по ст. ст. – Прим. ред.)
Весь этот день я хожу, окрыленная надеждой, но к вечеру снова приходит тоска. Что такое сон, и разве ему можно верить? Только чтобы не расстраивать Надю, я иду в пятницу в нашу посольскую церковь.
Отошла Литургия... Где же чудо? Чуда не было...
Иду домой и ничего не вижу от слез. Вдруг над ухом голос Коли:
– Мария Николаевна, я ищу вас по всему городу. Что это за манера такая – никому, абсолютно никому не давать своего адреса! Я ведь всех русских спрашиваю, с ног сбился, а сегодня пришел сюда, думаю: может, вы в церкви? Идемте скорее к Н-у, он меня за вами послал.
– Опять к этому толстосуму? Ни за что!
– Но у него произошла какая-то перемена, он сам приходил ко мне и умолял найти вас.
Наконец, я согласилась, хотя прекрасно понимала, что из этого ничего не выйдет.
Н. встречает нас, как самых дорогих гостей, приглашает в комнаты, знакомит с женой, потом говорит:
– Выслушайте меня, многоуважаемая Мария Николаевна, а потом судите, как хотите. Я вам отказал, потому что все места официанток у меня были заняты, а другой работы у меня не было. Отказал и успокоился: ведь формально-то я был прав. Настала ночь, и снится мне, что стою я перед образом Царицы Небесной и слышу от него голос, да такой грозный, что затрепетал весь. «Ты, – слышу, – не дал работы пришедшей к тебе женщине, а она может погибнуть, и ты будешь в этом виноват». Проснулся я ни жив, ни мертв. Сама Царица Небесная на вашу защиту встала! Едва утра дождался и скорее к Николаю Петровичу пошел: приведите, прошу его, Марию Николаевну, а он отказывается, не знает, как и где вас искать. Уж так мы с женой волновались, сказать не могу. Слава Богу, вы пришли. А я уже спланировал, что столы можно немного потеснить в зале и еще один поставить, а два вынесем на улицу, поставим у входа, так что работа вам найдется, и прошу вас очень завтра же приступить к ней, я вас поставлю старшей официанткой.
Я слушаю и не все понимаю, а в душе растет что-то ликующее, мощное, недоступное уму – нечаянная радость!
Из книги «Просите, и дано будет вам». Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией.
Клин. Христианская жизнь. 2004
Фото: священник Андрей Маценов
Икона Божией Матери "Нечаянная Радость" Автор: Марианна Дрига Один человек, нераскаянный грешник, имел дерзновенную привычку каждый день молиться перед образом Божией Матери с Младенцем на руках, обращаясь к ней с архангельским приветствием: "Радуйся, Благодатная..." Однажды, собираясь на греховное дело, он произнес перед образом эту молитву. И вдруг его потрясло пугающее видение: изображение на иконе ожило, и на ладошках Младенца открылись глубокие кровоточащие раны. "О Господи, кто это сделал?" - воскликнул пораженный ужасом нечестивец. И строгий голос ответил ему: "Ты и прочие грешники своими грехами снова распинаете Моего Сына"
Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси Автор: Епископ Балашихинский Николай Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|