Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

На пороге нашего спасения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 20:49 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

На пороге нашего спасения

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Бог творит человека как существо, соединяющее в себе два мира: мир духовный и мир материальный, вещественный. Именно в человеке вещество, материя достигает своего освящения, обожения. Замысел Творца о человеке таков, что человек должен быть образом и подобием Божиим. Что это значит?

Обращаясь к нашему земному миру, мы можем заметить, что дети являются образом своих родителей, похожи на них. Но они еще маленькие и ничего не могут делать самостоятельно. А когда дети вырастут, они будут подобны своим родителям: будут взрослыми, самостоятельными, научатся делать то, что умеют делать родители.

Сотворенный Богом человек должен был совершенствоваться в добре и в любви, хранить и возделывать райский сад, процветать красотой Божией в мире земном. Иными словами, человек должен был "дорастать" до своего Творца.

Этот процесс возрастания человека в добродетелях и святости прервался в результате грехопадения. Однако Свой замысел о человеке Бог не отменил. После грехопадения Бог возвещает людям, что в мир придет Спаситель, Который победит грех и смерть, вошедшие в жизнь людей из-за нарушения заповеди Божией. Библия сообщает нам о том, что Семя Жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15). Семя Жены - какие странные слова, ведь мы знаем, что новая жизнь получает свое начало от соединения мужчины и женщины. И тем не менее эту, казалось бы, странную мысль через тысячелетия повторяет пророк Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). А имя Еммануил означает С нами Бог. Пророчество Исаии можно так перевести: "Дева родит такого Сына, который будет с нами как Бог".

Это пророчество было еще не понято, но сохранено в Ветхозаветной Церкви. И вот, приближалось время, когда оно должно было исполниться. Бог должен был стать Человеком, чтобы человеческую природу освятить Своим Божеством и, приняв человеческую смерть, победить ее. Для того чтобы человеческой природе дать бессмертие и воскресение, обетованный людям Спаситель должен был быть Богом и в то же время настоящим Человеком. Человек может родиться только от человека, и Господь подготавливает такую Деву, во чреве которой достойно может стать Человеком Божий Сын. Этой Девой и стала дочь праведных Иоакима и Анны - Мария.

Родители Ее более пятидесяти лет жили в супружестве свято и благочестиво, храня мир и любовь с Богом и людьми. Такая многолетняя, благочестивая жизнь подготовила их к тому, что они по духовному устроению своему достойны были стать родителями Той, Которая соединит Небо и землю.

По Божию благословению престарелые Иоаким и Анна рождают Пречистую Деву Марию. Они много лет мечтали иметь ребенка не для утешения в старости, а для того, чтобы принести Богу самое дорогое, что только может быть на свете, - живую человеческую душу. И они дали обет: если у них родится дитя, посвятить его Богу. Поэтому, когда их дочери Марии исполнилось три года, они торжественно, с радостью привели ее в Иерусалимский храм - духовный центр всего Ветхого Завета, место особого Божия присутствия, где совершались жертвоприношения, куда люди приносили Богу свои мольбы и просьбы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

В Иерусалимском храме прошла Ее жизнь до четырнадцатилетнего возраста.

Когда этого маленького ребенка привели в храм - в сопровождении дев, с молитвами, с зажженными светильниками и пением псалмов - и поставили на первую из пятнадцати больших ступеней храма, то Девочка, как бы на крыльях, взлетела по всем пятнадцати ступеням, по которым и взрослому было не так легко подняться. Она с радостью осталась жить при храме. Как это можно понять? Ребенок любит родителей - и остается без них, да еще с радостью? Дело в том, что родители сумели привить ребенку ту любовь к Богу и веру, которую имели сами. Нельзя научить вере и любви, если не умеешь верить и любить сам. Они это умели по-настоящему - для них Бог был самым главным в их жизни.

Нам кажется странным, как ребенок может так любить Бога, чтобы стремиться быть с Ним. Ребенок не может логически рассуждать, он мало что знает. Но посмотрите, как маленькие дети, которых регулярно приносят в храм их родители и бабушки, подходят к Святой Чаше. Еще совсем несмышленыши, они по-своему очень сильно реагируют на то, что здесь происходит. Кто-то из малышей явно выражает радость, кто-то причащается с полной серьезностью. Для них это событие очень важное. Может быть, они мало понимают умом, но сердцем чувствуют хорошо.

Если маленький ребенок способен любить родителей, близких, значит, он способен любить и Бога. Больше того, дети могут ощущать Бога сердцем гораздо глубже, чем это подчас доступно для взрослого человека. Так и происходило с Девой Марией. Для Нее Бог стал и отцом, и матерью. Божиим Промыслом так сложились обстоятельства Ее жизни, что именно в храме, в обстановке молитвы, жертвоприношений, чтения Священного Писания Ветхого Завета, постоянного труда, Она возрастала и созревала.

Храм - это место, которое люди посвящают Богу, чтобы Господь в нем особо проявлял Свою силу, могущество, любовь. Сила и благодать Божия всегда действовали в ветхозаветном храме и, конечно, действуют в храмах христианских. Но Божию благодать человек должен суметь воспринять. А принять подаваемые Божии дары можно только сердцем. Для этого оно должно быть раскрытым Богу и ближнему в любви. А если человек сосредоточен на своих личных проблемах и ставит на главное место в жизни самого себя, то он не способен любить Бога и людей.

Именно в храме духовно возрастала Божия Матерь, пока Сама не стала Храмом Божества. Церковь воспевает, что утроба Девы Марии стала шире и выше Небес, потому что в Ней пребывал Сам Господь; Тот, Которого Небо и мир вместить не могут, уместился в девичьей утробе.

Вот какую огромную роль играл в жизни Девы Марии храм, в который привели Ее благочестивые родители. Она же принесла спасение не только им, но и всему миру. Потому что явилась как бы лестницей, соединившей Небо и землю, по которой Бог сошел к нам и стал Человеком, соединив человеческую природу со Своей природой Божественной. Мы говорим об Иисусе Христе: Бог стал Человеком для того, чтобы человека привести к Богу, обожить его и спасти.

И в жизни православного христианина храм играет такую же важную роль. Именно в нем начинается духовная жизнь человека, в нем он укрепляет себя Божией благодатью, входит в тайны глубинного общения со своим Творцом; здесь раскрывается его душа. Храм является местом духовного возрастания и преображения человека. Поэтому православные христиане во все времена созидали храмы как место встречи человеческой души с Богом, для обновления людей и их спасения.

Православные люди нашего отечества восстанавливают множество храмов, созидают новые, приспосабливают под храмы различные помещения, чтобы было как можно больше мест, где человек соприкасается с тайнами бытия Божия, Божественной любви и принимает благодатную Божию помощь.

Храм на земле нам нужен для того, чтобы сам человек стал храмом Божества. Преподобный Серафим Саровский говорил, что "цель жизни христианина - стяжание (то есть приобретение) Духа Святого". И Сам Господь наш Иисус Христос сказал верующей душе, стремящейся волю Божию исполнять: Мы (то есть Пресвятая Троица) придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). В Откровении Иоанна Богослова звучат слова Христа: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Иными словами: "Приду к той душе, буду с радостью в той душе, которая отворит Мне двери свои". Поэтому, глядя на православные храмы, входя в них, мы должны помнить, что их суть не в том, что они являются памятниками архитектуры, а в том, что это наши духовные лечебницы, в которых мы избавляемся от греха и вечной смерти; это место, где человек обретает спасение, духовно обновляется. И особенно нужно помнить о том, как важно приводить в храм с раннего детства своих детей и внуков и приучать к храму, чтобы они были нашей радостью и нашим спасением. И самим не забывать, что храм нам нужен для того, чтобы Господь засиял в нашем сердце и наша земная жизнь стала началом Жизни Вечной.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке".
"Христианская жизнь". Клин. 2009


Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
О почитании Богоматери


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (04.12.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1662
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz