Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

«Мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 08:24 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

«Мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?»

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых.
Мф. 10:32–33, 37–38; 19:27–30

Икона Всех святых, XVIв. Афон

В евангельском повествовании одни места понять достаточно легко, другие – очень трудно. Но одно дело Евангелие понимать, а другое дело – жить им и применять лично к себе. Одни люди с радостью принимают слова Христовы, а другие с ними согласиться не хотят. Для пояснения приведу пример из жизни.

Если человек воспринимает свой дом только как место, где он может отдохнуть от забот и развлечься, у него никогда семейной жизни не получится, потому что семья требует полной отдачи сил, времени, чувств. Это не коллектив, куда можно прийти и уйти, как на работу, например, а живой организм, во всяком случае если это христианская семья. Этот живой организм объединяет взрослых и детей и нуждается в постоянной заботе, причём не только материальной.

Почему мы об этом говорим? Потому что для многих людей, считающих себя христианами, христианство в жизни является как бы довеском. Возникли неприятности – помолился, свечку поставил: «Раз!» – и всё получилось! И зарплату повысили, и премию дали, и ещё какие-то блага получил. Абсолютно потребительское отношение, как в магазине: пришёл, деньги заплатил – и готово. Только в этом случае никаких нормальных отношений с Богом не получится.

Мы не можем дать Богу ничего такого, чего у Него нет, потому что Он Сам этот мир сотворил. Но мы можем дать Ему своё сердце, свою любовь, и именно этого ждёт от нас Господь! Именно это для нас становится самым большим богатством. Если человек живёт не для могилы, а для бессмертия, то, выбирая жизнь со Христом, он становится на правильный путь. Мы не укоряем атеистов и людей других убеждений: каждый сам делает выбор, и Господь этот выбор принимает. Но проблема в том, что выбор, который мы сделаем, повлияет на всю нашу дальнейшую жизнь.

Мы понимаем, что, когда человек выбирает спутника жизни, этот выбор во многом определяет, как сложится судьба. Так и в отношениях с Богом: каждый должен решить, стремится ли он установить со Спасителем глубокие отношения. Конечно, и Бог будет заботиться о человеке, как о Своём сыне или дочери, но лишь при условии, что тот реально вошёл в Его семью – Церковь Христову.

Мы читаем в Евангелии: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32). Что значит исповедаю? Исповедать – с нашей стороны значит: открыто признать Христа нашим Спасителем и Богом. Но не только на словах, а реально, в жизни. Подобно тому как можно сказать: «Это мои дети, я их люблю», – а на деле не заботиться о них и не воспитывать. Внешне быть верующим человеком, но всей своей жизнью это перечеркивать. Можно хоть на каждом углу кричать: «Я – христианин!» – и в то же время беспробудно пьянствовать, блудить, воровать. Простите, но чего стоят в таком случае твои слова? Бог на что смотрит: на то, что ты говоришь, или на то, как ты живёшь, что делаешь? Если человек блудит, разве семья ему дорога? Конечно, все мы оступаемся, мы немощные люди. Не хотим ругаться, но срываемся, не хотим объедаться, но объедаемся, но всё-таки это грехи немощи. А грех предательства – это совсем другое дело.

Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:33). Что же, Бог – такой жестокий? А разве не сам человек делает выбор? Если жена гуляет, кто в этом случае ломает семью: она или муж, который подаёт на развод? Конечно, она. Если человек разрушает семейные отношения, рвутся тончайшие душевные связи, и, естественно, второму супругу ничего не остаётся, как развестись, потому что семьи фактически уже нет, она умерла.

Так и с Богом: если мы стараемся быть верными Ему, Он нам, конечно же, поможет. Если же не хотим быть верными Ему в своей жизни, то за уши тащить нас не будет. Если мы всей своей жизнью отрицаем, что мы Ему родные, то сами делаем выбор, и Господь этот выбор признаёт. Потому что нельзя заставить любить, а без любви вера человека бездейственна. И дело здесь не в том, в каком состоянии мы обратились к Богу: человек может находиться на самом дне, но в каждом из нас есть образ Божий, и можно постараться его оживить.

Дальше – ещё труднее: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37). Святость семейной любви для нас очевидна, об этом Господь говорил и в Ветхом, и в Новом Завете. Мы знаем также, что высшую ценность на земле имеет человек. Но в то же время кажется, что, произнося такие слова, Господь этого не признаёт. Однако Иисус Христос не говорит, что недостоин Его тот, кто любит своих близких. Здесь речь идёт о сопоставлении любви к Богу и любви к людям.

Если у меня дома висит фотография человека, который мне дорог, и я на неё часто смотрю, приезд этого гостя, конечно же, заставит меня отвлечься от его портрета и общаться вживую. К чему я говорю это? Человек – это тоже портрет, образ Божий. Он может быть запачкан, искажён, но он есть в каждом из нас, и именно в этом ценность человека.

Приведу пример из жизни моего духовника, тайного священника, который вступил в брак незадолго до войны. Когда новобрачные вышли из храма после венчания, молодая жена сказала своему мужу такую вещь, на которую современный человек мог бы обидеться: «Ты для меня в жизни всегда будешь на втором месте». Но как же он был счастлив, ведь на первом месте для неё всегда был Бог!

Здесь вопрос в том, откуда ведётся отсчёт шкалы ценностей. Можно двигаться от земли. Такие люди часто говорят: «Я люблю тебя больше всего на свете!» Хорошо, только больше чего именно? Больше вкусной еды, компьютера, телевизора, велосипеда, домашних животных, машины и дачи? А теперь давайте попробуем перевернуть шкалу и сказать: «Я ставлю на первое место Бога, а потом – тебя». Так, что же выше: то, что чуть выше крыши, или то, что чуть ниже Неба? Это совершенно разные вещи, и поэтому второе место после Бога – это очень высокий статус, в этом случае земная любовь – любая: дружеская, семейная, родительская – получает огромную ценность.

Христос говорит о том, что всё в нашей жизни должно быть настоящим. Мы не играем в жизнь, это жизнь реальная, от которой зависит и жизнь будущего века. Мы живём для того, чтобы жить, и жить вечно! Когда человек умеет любить, тогда становятся живыми и его вера, и его связь с Богом. Не случайно ведь в Первом послании апостола Иоанна говорится о том, что научиться любить Бога можно, только учась любить ближних. И звери заботятся о своих детёнышах, но это не любовь, а инстинкт; когда они вырастают, подобных отношений между ними мы уже не увидим. А у людей иначе: тайна человеческой любви заключается в любви не только к телу, но и к человеческой душе.

Всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:29), – обращается Господь к тем, кто ради Него готов пойти на проповедь, послужить людям. Получается, Он призывает оставить дорогих, близких людей? Но, например, в наше время есть медики и люди других профессий, которые оставляют свои семьи и едут лечить и спасать раненых, помогать людям в зоне боевых действий: разве кто-то их осудит? Там нужна помощь, поэтому, бросив всё, эти люди выполняют свой долг, и это абсолютно нормально. Когда человек во время пожара бросается в огонь, чтобы спасти своих детей, – это ведь тоже нормально! Вот также и здесь, когда человек ради Христа, ради спасения других, оставляет то, что ему дорого, – это абсолютно нормально, это Божественная норма! Потому что в жизни мы не должны быть балластом. Человек призван не только выполнить заданные функции, как это делают животные, он ценен сам по себе, потому что человек – образ Божий. Христос пришёл этот образ в каждом из нас спасти через Свои Крестные страдания, смерть и Воскресение. Это могут понять хорошие отец и мать, которые готовы пожертвовать для своих детей временем, силами и, если понадобится, – даже жизнью. Тот, кто умеет хоть немного любить, может это понять!

Господь зовёт каждого из нас не быть балластом в жизни и говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38). Крест – это служение Богу и людям. Идя путём, которым шёл Христос, каждый человек в меру своих сил меняется, становится другим: он возрождается, побеждает в себе зло и грех. Душа его становится более богоподобной, и тело принимает в себя некое семя будущего воскресения.

Именно в служении Богу и людям человек находит себя. Эти служения могут быть разными, их множество. А тот, кто хочет жить для себя, себя поберечь, не обретёт той светлой и радостной жизни, к которой мы все стремимся. И хотя во всей полноте она раскроется за гранью земного бытия, начинается она уже здесь и сейчас.

Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф.19:27). Действительно, апостолы оставили размеренную жизнь и стабильный доход, кто-то оставил семью. А жена апостола Петра, как говорит апостол Павел, уже немолодая, следовала за ним и помогала ему в его апостольском служении. Да, они ушли из родного дома, но кто сказал, что их жизнь в целом и семейная жизнь в частности стала от этого беднее? Когда люди вместе несут крест, отказавшись от семейного уюта ради Христа, какая радость касается их сердец, как много они приобретают взамен, понимая, ради чего они живут!

Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19:30). Вопрос не в том, на каком месте в церкви ты стоишь, а в том, как ты своё служение Богу выполняешь в этом мире. Многие высокостоящие по своему положению могут оказаться в самом конце, а то и вовсе не войдут в Царство Небесной Славы. Люди же, которых никто не замечал, будут первыми, потому что они научились любить и жить верой Христу. Поэтому нужно подумать, где мы будем в итоге нашей жизни и ради чего мы живём: ради того, чтобы всё потерять, или ради того, чтобы обрести подлинную радость вечной жизни с Богом. Аминь.

 


Как православному христианину провести Петров пост?
"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (26.06.2022)
Просмотров: 435
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz