Автор: Екатерина Иванова
В какой-то мере – да. Можно многое самостоятельно освоить в церковном пении, но есть нюансы. Существуют изменяемые и постоянные песнопения богослужений. Постоянные изложены нотами: есть множество сборников различной сложности – от обихода (более простое пение) до авторских церковных произведений. Сложнее дело обстоит с гласовым пением: тропари, стихиры, каноны и др. – это изменяемая часть. Образцы гласовых напевов также изложены в различных сборниках. При этом в каждом храме есть свои традиции, особенности пения гласов, чаще всего передаваемые устно. Если вы музыкально грамотны, то самостоятельно сможете набрать хорошую базу знаний, но, оказавшись в конкретном хоре, столкнётесь с различиями – порой маленькими, порой довольно серьёзными. Вам нужно будет что-то переучивать, привыкать к другим вариантам исполнения.
Не стоит сразу пытаться доказывать правильность своей версии. Причин расхождений может быть множество, в них необходимо разобраться, и только после этого предлагать что-то исправить, если Ваша версия окажется лучше. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Если оказалось, что вы – единственный певчий в храме, таких проблем конечно не возникнет, но и разобраться со всем материалом в одиночку будет гораздо труднее. Нельзя забывать про устав богослужения – что, как и когда надо петь. Правда, эти знания в первую очередь необходимы регенту, но и певчий должен хотя бы в общих чертах понимать, что он делает и почему, тем более, если он один.
В случае, когда музыкальной грамотности нет, самостоятельно освоить всё будет неимоверно сложно, потребуется огромное желание, чтобы достичь цели. Конечно, есть аудиозаписи, но ведь придётся всё запоминать наизусть… Не имея практического опыта это очень сложно сделать.
Думаю, стоит остановиться на таком выводе: вначале можно самостоятельно наработать базу, а потом стоит попросить разрешения попеть в каком-либо церковном хоре как минимум год – для того, чтобы понять всю специфику. Ведь годовой круг богослужений очень многообразен, и лучше живого участия для его понимания трудно придумать что-либо. Но, конечно, любой регент будет рад певчему, который уже что-то знает: проще подкорректировать разницу традиций, чем начинать с нуля.
Екатерина Иванова,
регент Скорбященского храма г. Клина
Фото: Юлия Павлюк
Церковная музыка
Автор: Ирина Филиппова
В этом выпуске телепередачи "Дорога к храму" мы поговорим о традициях православного церковного пения, о том, почему православное богослужение сопровождается именно хоровой музыкой.
Церковное песнетворчество. Часть 1
Автор: Наталья Двинина-Мирошниченко
В сочинениях преподавателей Синодального училища — Александра Кастальского, Николая Данилина, Павла Чеснокова обрели вторую жизнь древнерусские распевы, незаслуженно преданные забвению: в Петровские времена они были принесены в жертву «модным» кантам, а на рубеже XVIII-XIX веков их буквально заглушила манера итальянской концертности.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|