Автор: Наталия Гусева
Да, попрошайка - это я! Когда-то, в "той" своей жизни, я совершенно не умела просить. Вот требовать - это да! Легко и элегантно, добиваясь своего... А вот просить, униженно пригибаясь и метя хвостом по пыли, - это навык, приобретенный за 10 лет сестринского служения. Мету хвостом перед помощником депутата, который кривится и не хочет помочь со средствами, мету хвостом перед любым роскошно одетым "прохожанином", лениво сцеживающим через губу: "А что, вам что-нибудь нужно?" Ничего, - думаю, - хребет не хрустальный, не сломается. Зато есть надежда, что у больных будут памперсы и пенка для мытья... К сожалению, часто надежда так и остается надеждой - той, которая "умирает последней". Не отчаиваться помогают друзья (в том числе и по Интернету), которые из своих небогатых закромов выделяют помощь, да упование на то, что если сюда меня Господь поставил, то Он все и управит.
Часто ловлю себя на мысли, что, получив информацию о какой-нибудь безумной (с моей точки зрения) трате, я перевожу ее размер на пачки памперсов. В наш офис заходил шеф соседней фирмочки, который рассказывал, что он отдыхает в казино, и его "норма" в неделю - проигрывать не больше 500 евро. Так я постоянно ловила себя на мысли, что хочется взять его за бороду и хорошенько потрясти, чтобы мозги в нужные пазы встали... Понимаю, что неправа, что не имею права на такие мысли, но что поделать со своею головою? Одно время стала замечать, что, познакомившись с человеком, начинаю думать: "А на сколько он нам поможет?" Ужасное состояние, слава Богу, исповедью оно прекратилось.
Но вот какую статистику интересную я приобрела за эти 10 лет. Жертвовать люди, к счастью, стали, и, вроде бы, активно. Но вот, если так можно выразиться, культура пожертвования все еще хромает. Вы скажете: "Ну, наглая, ей мало пожертвований, культуру подавай!" А я объясню, что имею в виду. Вот есть церковь рядом с вашим домом. А вы задумали генеральную уборку. В результате нашлось то, чего очень много, но что совсем не нужно. И вдруг вас посещает светлая мысль: "Отнесу-ка я все это нищим в церковь!" Ну, во-первых, хотя бы сходите туда сначала, спросите: надо ли нести? Ведь не каждая церковь находится, как, например, наша, при больнице. Да и в нашем храме я постоянно твержу: нужны из одежды только куртки к зиме (потому что летом их хранить негде до нужного сезона), да футболки с постельным бельем. Ну нет у нас возможности одевать бомжей полностью, специально разыскивая их по подвалам! Верхняя одежда нужна для тех, кто поступил в приемный покой и не остается на лечение. А это три-четыре человека в год. Одеть их мы можем и из своих личных источников: у всех мужья, сыновья - брюки и ботинки найдутся.
Объясняю-объясняю это людям, а все равно, приносят сумки, а в них... Старые драповые пальто 30-х годов, босоножки на шпильках, стринги, нестиранное нижнее белье... Вот это первая проблема "некультурного" жертвования: ты принес по принципу "на тебе, друже, что нам негоже". А надо приносить по принципу "носил бы сам, да есть другая одежда". И потом, ну неужели никто из "жертвователей" не видел на улице бомжа, не знает, как он одет?! Где вы видели бомжиху на шпильках или бомжа в капроновой рубахе? На ноги их посмотрите - налезут ли на эти опухшие ступни узкие модельные ботинки на тоненькой подошве? То есть, вроде, и пожертвовал, как бы долг исполнил, а что с этим делать - разбирайтесь сами...
А ведь есть прекрасный выход, сама постоянно им пользуюсь. Все ненужные, но годные к носке вещи стираются, подшиваются, гладятся, в них чинятся молнии. Потом возле помойки постилается плотный картон, на него стопочкой укладывается "пожертвование" (желательно по видам: детское, женское, мужское), сверху укрывается полиэтиленом и придавливается камушком, чтобы ветер не разнес. И все! Поверьте, когда иду за второй порцией вещей, первая уже почти разобрана. А то, что совсем уж "винтажное", - в мусорный бак.
Дальше идут те, кто жертвует "к празднику". Тоже прекрасный порыв, но как-то он не всегда правильно устроен. Сколько раз, бывало, звонят: "Мы хотим пожертвовать в детскую больницу шоколадки и йогурты. Правда, у них срок годности заканчивается через два дня..." Вносишь предложение: "Давайте мы эти йогурты нашим больничным и уличным "клошарикам" скормим? Они все равно слаще редьки ничего не ели, да и с просрочкой проблем не будет". "Нет-нет-нет, только деткам!" А почему бы себя на место родителей этих деток не поставить? Вы сами-то дадите ребенку йогурт, у которого вот-вот закончится срок хранения? Ну а представьте, что это ваш ребенок сейчас в больнице, а к нему пришли "добрые" тети и накормили его "просрочкой"...
То есть, опять-таки, вроде, и рождается благое желание помочь, но вот очень не хочется для этого в чем-то себя ущемлять. Лучше совместить приятное с полезным. Вроде, и от неликвида избавился, а, вроде, и доброе дело совершил... И ведь обижаются люди, когда отказываешься. Хотя отказываешься с превеликими извинениями, приседаниями и поклонами. А все равно обижаются, потом на форумах пишут, что "зажрались они"…
Еще одна проблема - это "избирательность" пожертвований. Я, конечно, понимаю, что пожертвовать на детей - это хорошо. Дети - это трогательно, выжимает слезу умиления. Детей жалко, тем более что мы воспитаны на постулате "дети - это наше будущее". И очень хорошо, что люди хотят пожертвовать что-либо детям. Но вот как-то однажды, уже не помню где, прочитала слова: "Дети - это наше прошлое, а наше будущее - это старики". Долго переваривала эти слова и поняла: правда! Дети - это то, что мы прожили. Старость - это то, что нас ждет. Никто ее не минует, если только не намерен "погибать молодым". А вот помочь простым старикам, тем же бомжам, тем же бывшим заключенным, у которых и дома-то нет и не было, - как-то неромантично, что ли? Вроде как считается, что "человек сам кузнец своего счастья", и каждый заслужил ту старость, которой он достоин. Не знаю, почему, но на предложение помочь собственным трудом ли, деньгами ли большинство кривится и робко спрашивает: "Может, лучше деткам?" Соглашаешься: "Деткам - лучше, а старикам - нужнее". Не прокатывает...
А жаль. Ведь за каждым стариком можно увидеть ребенка, которому что-то недодали, недолюбили, недожалели. Помню, под фотографией бомжа, которого мы с братом милосердия в новогоднюю ночь отмывали в приемном покое, одна моя подруга написала: "А ведь и его когда-то любили, целовали на ночь..." Я даже заплакала от того, насколько глубоко эта девушка поняла суть Любви! Вот оно - то самое внутреннее зрение, которое позволило ей в завшивленном алкоголике увидеть образ младенца, образ Христа, и понять, что каждому из нас, хотя бы на излете жизни, хочется капельку тепла, капельку любви, хотя бы иллюзию, что "у меня есть свой мир, свой дом". Вы знаете, почему эти люди озлоблены, почему они закрыты? Потому что в душу им плюнуто столько раз, что они уползли в свою раковину и плотно прикрыли створки, чтобы больше не было больно! Они уже не верят ни людям, ни жизни, ни Богу.
И почему бы им не уделить капельку внимания, дольку тепла, чтобы им было что вспомнить о доброте людей? Почему бы не пожертвовать своим временем, своими желаниями и не подарить человеку свет? Почему мы относимся к старикам, как к отработанному шлаку? Кто дал нам право отбрасывать их на обочину жизни? Почему надо жертвовать детям вместо стариков, а не вместе с ними? Почему, ну объясните вы мне, неразумной? Пролетит десяток лет, и мы сами почувствуем приближение этой обочины жизни. Центробежная сила суетящегося мира вытолкнет нас туда и будет проноситься мимо, не видя и не желая видеть нас, стариков. Детьми мы не станем уже никогда, а вот быть стариками - это наша судьба.
Вот такие проблемы с "культурой пожертвований"... Их, конечно, много, но эти вот у меня лично - самые наболевшие. А почему они возникают, эти проблемы? Наверное, потому, что нет у нас внимания друг ко другу. Хочется и на елку влезть, и не уколоться. Чувствует душа, что надо что-то доброе сделать, а какая-то часть нашего организма тут же встает на дыбы: "Да ты сдурел? Тебе больше всех надо?" И пытаемся мы угодить и нашим, и вашим: и добро сделать, и себя не обделить. А получается как-то не очень...
Но ведь раньше-то, до революции, получалось! Неужели люди были другими? Вряд ли. Наверное, просто были менее загружены собственными проблемами и, как результат, могли увидеть проблемы ближнего. Может, имеет смысл остановиться, оглядеться - а не нужен ли я кому-то? А не нужен ли мне кто-то? Бесконечная скачка по жизни, погоня за призрачным счастьем - зачем она? Мы теряем в ней гораздо больше, чем находим. Мы теряем в ней своих детей - недолюбленных, недослышанных и недослушанных. Мы теряем в ней своих стариков, "тормозящих" нас на пути к успеху. В результате мы убегаем и от своего прошлого, и от своего будущего. Мы лишаем себя возможности иметь милующее сердце, ибо для этого надо суметь остановиться и выслушать, почувствовать человека. Мы лишаем себя возможности сделать людям добро - не походя, просто так, а вложив в это кусочек своей души. Ведь призваны быть милосердными мы все. И это закон нашего доброго устроения. Творить добро - это инструкция по правильной эксплуатации нашей души, данная нам конструктором этой самой души - Богом.
Фото: Лариса Васильева
"Завтра" может и не быть
Прививка от равнодушия Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|