Автор: Ирина Филиппова
В июне 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин), оставивший Рождественскую обитель на Бору (будущий Пафнутьево-Боровский монастырь), обрел Промыслом Божиим в 20 верстах от города Волоколамска место для основания нового монастыря.
В отличие от многих других российских обителей, собиравшихся вокруг уединенной кельи основателя, Успенская Волоцкая обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных послушаниях.
Строгая подвижническая жизнь, которая определялась специально созданным уставом, гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда привлекало в монастырь людей образованных и всесторонне развитых. Да и сам преподобный, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Все эти факторы послужили тому, что Иосифо-Волоцкий монастырь стал единственным российским монастырем, взрастившим за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых первосвятители Казанские Герман и Гурий.
Труды быстрорастущей братии и поддержка благотворителей позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный Дионисием. Еще при жизни преподобного Иосифа в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село, 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна. Но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи. При монастыре была создана огромная библиотека.
После революции 1917 года монастырь был закрыт. В советское время с 1920 по 1981 годы в нем располагался детский дом. В мае 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. В настоящее время это одна из самых быстро восстанавливающихся обителей. О сегодняшнем дне монастыря мы побеседовали с его наместником игуменом Сергием.
- Отец Сергий, каждый монастырь имеет какую-то свою особенность. Иосифо-Волоцкий монастырь - один из древнейших монастырей русской земли. В чем его особенность?
- Наш монастырь существует уже более пятисот лет. И, конечно, главное - то, что его основал преподобный Иосиф Волоцкий.
Им был разработан строгий общежительный устав, монахи жили в большой нестяжательности. В келье нельзя было иметь никаких вещей, кроме одной-двух одежд, четок, икон и Священного Писания. В монастыре было все общее: и трапеза, и имущество.
Помимо этого монастырь был оплотом просвещения. Благодаря преподобному сюда приходили люди грамотные, богословски образованные, которые могли не только переписывать книги, но и сами писать. В то время это было большой редкостью. И люди, которые приходили сюда, тоже входили в эту сферу образованности, и со временем они могли ставиться на какие-то должности вплоть до архиерейских кафедр.
- Пытается ли монастырь в веке нынешнем соблюдать эти традиции?
- Полностью восстановить все традиции очень сложно, практически невозможно. Изменились люди, у них другой менталитет, ощущение мира и самой христианской жизни. Да и положение в стране другое. Мы можем только воспринять дух той деятельности, которую вел монастырь в древние времена, и попытаться ее восстановить. Сегодня мы стараемся вести какую-то просветительскую, издательскую деятельность. Для того чтобы понять, как это правильно делать, мы проводим научно-практические конференции, на которые приезжают научные работники из различных музейных объединений, исследователи-богословы. Сторонником развития именно тех направлений, которыми всегда славился монастырь, был и владыка Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский († 2003). При нем был создан музей Библии, издавалась Русская Библия. Постепенно мы хотим возобновить все эти направления деятельности. К сожалению, сейчас первоочередной является другая задача - восстановление монастыря и внешнее (убранство внутри собора, реставрация росписей и иконостаса), и внутреннее, чтобы была нормальная монастырская жизнь и возможность исполнять все послушания.
- Кто сегодня идет в монастырь?
- Сейчас кого Бог пошлет, тот и приходит. Разные люди. Есть и с высшим образованием, есть и кандидаты наук, кто-то готовится получить кандидатское звание в высшем духовном учебном заведении. Монахом сегодня быть очень трудно, потому что большинство монахов, в том числе и у нас в монастыре, - новоначальные. Нет той преемственности, которая была раньше. Преемственность означает передачу духовного опыта. Поэтому мы только создаем основание для того, чтобы будущее поколение монахов в нашем монастыре вело правильный духовный образ жизни. Сейчас монашество, слава Богу, есть. Господь приводит и ставит людей, которые могут духовно руководить, - это важно.
- Насколько велико хозяйство монастыря?
- У нас есть своя ферма с коровами, около 20 голов, около сотни кур, пасека из 25 ульев, сад, огород. С другой стороны, много территории, которую еще нужно осваивать, были бы руки и возможности.
- Каким Вы видите будущее монастыря?
- Я думаю, что в первую очередь мы должны продолжать труды преподобного Иосифа Волоцкого, просветительскую деятельность. Например, сейчас в Теряевской школе мы начали развивать скаутское движение. На православной основе дети занимаются следопытством, как было до революции. Для них это становится маленьким первым шажком к Церкви. И, конечно, надеемся, что монастырь полностью восстановится. Монастырь должен быть настоящим светильником и с Божией помощью светить всем.
Беседовала И. Филиппова
Фото: Ирина Филиппова
Клинские храмы: взгляд в глубину веков
Как для святого может быть приемлемо убийство? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|