Автор: Борис Соколов
Некоторые телевизионные каналы в преддверии Пасхи начинают активно собирать материалы о чудесах и, в частности, о часто упоминающихся случаях мироточения икон. Авторы будущих репортажей после тщательного анализа многочисленных сообщений выбрали наиболее перспективные на зрелищную эффектность случаи мироточения в церквях Ростова-на-Дону. Однако ничего из увиденного и снятого операторами не попало в эфир.
Те коричневые засохшие подтеки на нескольких иконах в различных церквях никак не ассоциировались с чем-либо чудесным, а наводили на мысль о плохом содержании и церквей, и икон.
Подтеки были похожи в одних случаях на высохшие струйки грязной воды, в других - на засохшую олифу или нечто подобное. На некоторых иконах застывшие пятна и подтеки были, в основном, в местах трещин в живописном слое, в местах бывших сгибов холста и в других поврежденных участках.
То, что в публикациях и в ожиданиях телевизионщиков называлось кровоточением Смоленской иконы Богоматери, выглядело как пятна расплывшейся и застывшей красной краски того же цвета, что и покрывало Богородицы. Эти пятна, уродующие святое изображение, выглядят как-то убого и не вызывают чувства благодати или ощущения Божественного присутствия, без чего не бывает истинного чуда. Если бы такие явления произошли на картинах, не связанных с религиозными сюжетами, то никто бы и не подумал считать эти явления чудесными.
Данная поездка привела к выводу о необходимости изучения и понимания тех дефектов и изменений, которые могут появиться на иконах и других живописных работах в процессе их экспонирования.
Результатом поездки за мироточением в частную квартиру г. Клина был результат анализа ватки с "миром", который показал, что "миро" представляет собой подсолнечное масло с ароматизатором (кажется - "клубника").
Так закончились экспедиции за чудесами, приуроченные к светлым Пасхальным дням.
В марте 2006 года члены Экспертной рабочей группы очень настойчиво были приглашены в одну из московских квартир, где уже месяц мироточил деревянный аналойный крест. Крест ранее в течение длительного времени находился в келье ныне покойного схиигумена из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и уже полтора месяца как передан новым владельцам. Истечение маслянистой жидкости с обратной стороны креста можно было зафиксировать, приложив чистый лист бумаги. В присутствии членов Экспертной рабочей группы в течение примерно часа появилось три пятнышка диаметром около 2 мм. Факт выделения жидкости расценивается нынешними владельцами креста, как указание на постоянную духовную связь схиигумена со своими чадами. Хотя само собой напрашивается простое и естественное объяснение данному явлению. А именно, что дерево, если оно впитало, например, лампадное или иное масло (что очень вероятно в келье монаха), может выделять его при изменении внешних условий содержания: температуры, давления, влажности. И этот процесс может быть довольно продолжительным.
Важность условий содержания любых бытовых предметов и, в частности, произведений искусства для их сохранности хорошо известны в музеях и хранилищах. Рассмотрим кратко некоторые вопросы, касающиеся сохранности и изменчивости предметов живописи.
Продолжение следует
1 часть статьи
2 часть статьи
Из книги "И чудесами он обольщает живущих на земле"
Фото: Татьяна Балашова
Чудеса и реальность
Мироточение в Клину: почему плачут иконы? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|