Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района
Марко Тайчевич родился 29 января (10 февраля) 1900 г. в городе Осиека Хорватского королевства Австро-Венгерской империи.
Свое начальное музыкальное образование юный Марко получил в хорватском музыкальном институте, где обучался по классу скрипки. Однако обучение музыке прервалось в связи с начавшейся Первой мировой войной.
В 1920 г. он отправился в Прагу для дальнейшего обучения музыке, которую изучал там у известного чешского композитора Вацлава Степана. К сожалению, уже через год из-за недостатка средств Марко был вынужден переехать к друзьям в Вену, где продолжил свое музыкальное образование. Здесь композитор брал уроки у Иосифа Маркса и Макса Спрингера. Спустя некоторое время он покинул Вену и возвратился на родину.
В Загребе произошел музыкальный дебют Тайчевича. Совместными усилиями с другими композиторами был подготовлен концерт из цикла «Наш фольклор», премьера которого состоялась в 1923 г. Для этого концерта каждый из композиторов написал новые песни для голоса и фортепиано, в основе которых должны были лежать народные мотивы и музыка. Марко сочинил шесть замечательных миниатюрных песен по этому случаю, и исполнение одной из них было настолько успешным, что в тот же вечер публика четыре раза попросила его на бис.
В период с 1924 по 1940 гг. он работал в нескольких музыкальных школах Загреба в качестве учителя по классу скрипки и гармонии. Преподавательскую деятельность он совмещал с сочинением собственной музыки и написанием музыкально-критических статей. С другими коллегами Загреба он помог сформировать музыкальную школу имени Ватрослава Лисинского.
Помимо преподавания и собственного музыкального творчества, Тайчевич был дирижером нескольких хоров в Загребе: «Балкан», «Сербско певацко друштво» и «Слога». В 1940 г. он переехал в Белград, где продолжил свою дирижерскую деятельность. Его последний концерт в качестве дирижера хора был дан в 1945 г. с Центральным хором Белграда, который только что был освобожден от немцев. Переезд в Белград не остановил Тайчевича от преподавательской деятельности, так как в 1945 г. он стал профессором теории и композиции в белградской Академии музыки, где оставался до своей кончины. За это время им было опубликовано несколько книг по теории и гармонии музыки. Его книга «Основы теории музыки» широко использовалась в музыкальных школах Югославии.
О дальнейшей жизни композитора практически никаких сведений не имеется. Однако доподлинно известно, что за этот период времени им было написано много различных сочинений.
Всего композитором было написано пятьдесят четыре композиции, включая произведения для сольного голоса, хора, камерного оркестра, струнных, деревянных духовых и фортепиано. Он написал шесть произведений для струнных, четыре из них для трех скрипок или струнного оркестра. «Чакона» – единственное его произведение для скрипки соло, а единственной работой для духовых инструментов является «Прелюдия». Вокальные произведения занимали творчество Тайчевича на протяжении всей жизни. Композитор писал песни для сольного голоса с фортепиано, а также для женских, мужских, детских и смешанных хоров. Последним музыкальным произведением является пьеса для смешанного хора «Загорская рапсодия» 1979 г.
Фортепианные произведения были основным композиционным направлением Марко до Второй мировой войны. В послевоенные годы он стал чаще сочинять для струнных, вспоминая свои первые музыкальные шаги со скрипкой в качестве инструмента. К этому же периоду относится и написание им духовных песнопений.
19 июля 1984 г. Марко Тайчевич скончался в Белграде, где и был похоронен.
Вообще, характеризуя жизнь и творчество Тайчевича, хотелось бы упомянуть слова одного из его учеников, к сожалению, анонимного, сказанные в надгробном слове композитору: «Он любил работать медленно и осознавал ответственность за подписание своим именем выполненной работы. Аутентичный стиль Тайчевича выражен через малые формы, в основном миниатюры, сольные песни и подобные короткие пьесы. Для многих критиков он был «превосходным мастером миниатюры». Однажды композитор упомянул, что был поражен силой и глубиной некоторых миниатюр, таких как прелюдия Шопена до минор, соч. 28 №20 или менуэты Баха. Такой тип композиций был, вероятно, важным вдохновением для его собственных композиций».
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Марко Тайчевича «Приидите, поклонимся» из чинопоследования Божественной литургии. Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора.
Список использованной литературы
1. Krleza М. Marko Tajcevic. Croation: Croation Encyclopedia, 2019.
2. Перичич В. Создатели музыки Сербии. Белград, 1969.
Источник: mepar.ru
Константин Константинович Романов (К.Р.) и Петр Ильич Чайковский
Чайковский и духовная музыка Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|