Автор: Протоиерей Борис Балашов
Во многих городах в почтовые ящики многоквартирных домов кладутся бесплатные газеты под интересным названием "Сокрытое Сокровище. Ежемесячная христианская газета".
Выполнены они на хорошем профессиональном уровне. Статьи преимущественно рассчитаны на женщин молодого и среднего возраста.
Хорошее дело - духовная забота о наших женщинах, у многих из которых судьба достаточно трудная. Но кто же издает эту христианскую газету? Полистаем страницы этого ежемесячного издания: странное дело - нигде не написано, христиане какой конфессии обращаются к своим читателям... Возникает вопрос: чей же это голос? Почему эти христиане не представляются, кто они? Порядочные люди представляются, когда знакомятся. Если христиане обращаются к людям со своей проповедью, то зачем им стесняться говорить, кто они - православные, католики, лютеране или баптисты?
Но вот, наконец, мы находим в № 167 на странице 9 "Уникальную программу специально для вас!" Читателям предлагается смотреть духовно-просветительскую программу в прямом эфире спутникового вещания, "в которой Евгений Зайцев, преподаватель Заокской Духовной Академии, доктор богословия, будет размышлять" над определенными философскими и жизненными проблемами.
В разных вероисповеданиях есть свои духовные учебные заведения - семинарии или академии, но ведь это конфессиональные учебные заведения. И 99% читателей никогда не догадаются, что упомянутый доктор богословия трудится в Заокской Духовной Академии Адвентистов седьмого дня. К чему же такая конспирация перед читателями? Вывод можно сделать, видимо, такой: создателям газеты хочется выдать себя за православных, так как от сект большинство людей шарахается. Сколько в мусорных контейнерах иеговистской литературы, которая не маскируется в своих изданиях! Прохожие обычно стараются побыстрее уйти от миссионеров организации "Свидетели Иеговы", которые навязчиво проповедуют не только на улицах наших городов и сел, но и стучась в квартиры и звоня по телефону всем подряд. Поэтому тактика "маскировки" адвентистов может быть удачной, так как не вызывает первоначального отторжения.
Вспомним недавнее прошлое - 90-е годы. Для того чтобы разделить русский народ и единоверные с ним другие народы России, на нашу землю был выброшен из-за океана огромный "десант" нехристианских и протестантских проповедников, снабженных большими деньгами для практически гарантированного успеха своей миссии. И люди, принявшие эту проповедь, становились прямо на глазах людьми другой культуры и иного менталитета, для них русская история, святыни, традиции и культура становились чужими. Религиозное разделение народа - верный путь к разделению его единства и ослаблению крепости государства. И в настоящее время невоцерковленному человеку порой бывает очень непросто понять, с представителями какой христианской конфессии он имеет дело.
Далеко не все знают, что в поселке Заокском Тульской области находится учебный центр адвентистов. Далеко не каждый знает, что Елена Уайт, проповеди которой напечатаны в газете, является их самой авторитетной пророчицей…
Газета "Сокрытое Сокровище" печатается в 25 городах России от Санкт-Петербурга до Комсомольска-на-Амуре общим тиражом около 1 700 000 экземпляров! Так, выпуск газеты № 03 (167) март 2011 г. для Московского региона был напечатан в Подольске тиражом 221 400 экз. Общий тираж издания адвентистам обходится не менее чем в два миллиона рублей. Ну как не сказать после этого: "Америка - богатая страна!"
Я не буду повторять об адвентистах известных фраз из пособий по изучению сектоведения. Передо мной лежит небольшая листовка, которую мне подарили адвентисты: "Во что верят адвентисты седьмого дня". Обратимся к тому, что представители данной конфессии говорят о себе сами.
"Единственным и непреложным символом веры адвентистов седьмого дня является Библия.
Все 66 канонических книг Ветхого и Нового Завета являются богодухновенным мерилом и основанием христианской веры".
Таким образом декларируется, что только канонические книги Библии являются источником вероучения адвентистов. Священное Предание Православной Церкви (как и Католической) вместе с неканоническими книгами Библии у адвентистов, как и у всех протестантов, отсекаются. То есть Библия для них - единственный источник вероучения.
Разберем лишь несколько примеров тех "сокровищ", которые несут нам адвентисты. В газете "Сокрытое Сокровище" № 03(167) март 2011 г. на странице 2 помещена статья "Исцеление мальчика" по книге Елены Уайт "Желание веков", подготовленная Ириной Бедняковой.
В этой статье написано: "Наша вера должна вести к полной зависимости от Бога и полному посвящению себя Его делу". С последней мыслью нельзя не согласиться, но вот утверждение о том, что "наша вера должна вести к полной зависимости от Бога" некорректна по отношению к христианским книгам Библии - Новому Завету.
Бог не хочет видеть Своих учеников дрессированными собачками или обезьянками. Он открывает человеку Свое Евангельское учение о христианской любви и ждет от Своих учеников свободных и творческих действий в духе этой любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Святой апостол Павел пишет: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5, 13-14).
Только свобода выбора дает возможность человеку научиться любить. Нельзя принудительно заставлять людей любить. Для христианина всегда важно помнить слова святого апостола Павла, что "вера действует любовью" (см. Гал. 5, 6), то есть становится полноценной, когда пропитывается любовью к Богу и к людям.
В том же номере газеты "Сокрытое сокровище" на стр. 4 под рубрикой "Открывая Священное Писание" помещена статья Натальи Ластюк "Благоуханный аромат любви". В ней описывается история помазания миром ног Иисуса Христа грешной женщиной в доме Симона по прозвищу "прокаженный".
Для начала обратимся к евангельскому тексту. Автором статьи эта история приводится по Евангелию от Луки. В Евангелии написано: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе (Лк. 7, 36-40). Далее Иисус Христос рассказывает притчу о богатом человеке и двух его должниках.
Автор статьи "Благоуханный аромат любви" пишет: "Пир был в самом разгаре, когда дверь внезапно отворилась и в дом Симона, исцеленного Иисусом от проказы, вошла женщина. Она что-то бережно несла в руках, прижимая к самому сердцу". Далее приводится часть евангельского отрывка, который мы привели выше. Обратим внимание, что хозяин дома фарисей Симон в этом евангельском отрывке не назван прокаженным и о нем не сказано, что он был исцелен от проказы. Женщина, также не названная по имени, помазала ноги Иисуса Христа.
Автор статьи Наталья Ластюк пишет: "О, как сладостно было находится у ног любимого Учителя! Что еще она могла сделать для Него? В этом драгоценном сосуде было сосредоточено все ее состояние, которое она, возможно, копила в течении всей своей жизни. Цена, в которую оценили это масло ученики, была 300 динариев (Иоанна. 12, 3-5), что составляло плату рабочего за целый год! Но зачем это богатство ей сейчас? Ведь она нашла то сокровище, которое дороже самых дорогих земных богатств. Разбив алавастровый сосуд, она вылила благовонное масло на голову и ноги Иисуса…"
"Кто эта женщина? - продолжает свое исследование Священного Писания автор статьи. - Почему Иисус увековечил память о ней в Священном Писании? За скупыми фразами, содержащимися в Евангелии, скрыта трагическая и одновременно счастливая история женщины по имени Мария. Она встретилась с Иисусом в небольшом городке Магдале, находящимся на берегу Геннисаретского озера. Потому ее и зовут все Мария Магдалина". Но ведь в Евангелии ни у одного евангелиста ни разу не сказано, чтобы Мария Магдалина помазала голову или ноги Иисуса Христа драгоценным миром. Евангелист Лука, на которого ссылается автор статьи, говорит, что женщина помазала ноги, а не голову.
В этой статье дана ссылка на Евангелие от Иоанна (12, 3-5). Откроем это евангельское повествование: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же (сестра Лазаря, а не Мария Магдалина - прим. авт.), взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 1-6).
Но ведь евангелист Иоанн говорит совершенно о другой женщине - Марии, сестре Лазаря. Семья Лазаря с его сестрами Марфой и Марией не раз упоминается в Евангелии от Иоанна как друзья Христовы и благочестивые люди. И дом, в котором Мария помазала ноги Иисуса Христа, - Лазаря, а не фарисея Симона. Это совсем другая история, другое время, другой дом и другие люди. Общее только - помазание ног миром.
Похожий случай с помазанием миром головы в доме Симона прокаженного описан в Евангелии от Матфея (см. Мф. 26, 6-13) и Марка (см. Мк. 14, 3-9). Но в этом повествовании женщина не называется по имени и не сказано, чтобы она была грешницей: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф. 26, 6-7).
Имя Симон было очень распространенным и неоднократно упоминается в Евангелии. Мы привели три схожих, но разных истории, упомянутых в Евангелии. Ни в одном случае не говорится, чтобы женщина возливала миро на ноги и голову одновременно, как пишет Наталья Ластюк. Симон прокаженный и фарисей Симон, как следует из евангельского текста, - это разные люди. Мария Магдалина никак не связана с помазанием миром Иисуса Христа ни на одном из этих трех ужинов (вечерей). Мария Магдалина понесет миро ко гробу Христову, но это уже иная история.
В таком же произвольно-фантастическом духе написана и вся статья Натальи Ластюк. Вот такую проповедь о Христе: "Что хочу, то и говорю!" - предлагают читателям от имени адвентистов седьмого дня. Но только это к христианской проповеди, которая должна быть правдивой, а не путанолживой, никакого отношения не имеет. Это лжепроповедь каких-то сектантских взглядов человека, не понимающего Евангелие.
В кратком рассказе о своей вере "Во что верят Адвентисты седьмого дня" написано: "Вся Вселенная, видимый и невидимый мир, созданы великим и всесильным Творцом, триединым Богом - Отцом, Сыном и Святым Духом".
Откроем Священное Евангелие и прочитаем в самом начале Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3).
Греческое слово "Логос", которым евангелист Иоанн назвал Божиего Сына, многозначно. Это и ум, и разум, и мысль, и знание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий для перевода греческого слова "Логос" в тексте Евангелия мудро использовали славянское "Слово".
Итак, вначале было Слово (Ин. 1, 1). Оно было началом всего существующего. Слово было у Бога, и слово было Бог (Ин. 1, 1). Слово - это не творение Божие. Здесь нам приоткрывается тайна Пресвятой Троицы. Оно было вначале у Бога (Ин. 1, 2). Он - Логос, изначально пребывал в Боге, у Бога и был Бог.
Слово является Творцом мира. Евангелист Иоанн так повествует об этом: Все через Него начало быть (Ин. 1, 3). Таким образом, именно Слово - Сын Божий - творил весь мир, все существующее.
Из разобранного отрывка Евангелия от Иоанна можно увидеть несоответствие веры адвентистов Священному Писанию, так как они верят в то, что мир творил Триединый Бог, а Евангелие утверждает, что Творцом мира был Сын Божий - Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы.
"Закон Божий - Десять заповедей - это вечный и неизменный закон любви и счастливой жизни; он является основанием нравственности для всех поколений людей и во все времена", - так утверждают адвентисты. Но если это действительно так, то зачем Иисус Христос давал нам Свое Евангельское учение, необходимое для спасения? Зачем это Евангелие проповедовали апостолы Христовы и тысячи людей умирали за него? А ведь десять заповедей были даны Богом на горе Синай более чем за тысячу лет до Рождества Христова. В самом евангельском повествовании не написано ни разу, что Иисус Христос повторил все десять заповедей целиком. Этим, впрочем, никак не умаляется значение этих заповедей: они нужны, так как являются тем основанием, на котором строится фундамент христианского нравственности по закону Божией любви.
О ветхозаветном законе, в том числе и его нравственной части - десяти заповедях, - говорит апостол Павел: Итак закон был для нас детоводителем (нянькой, ведущей ребенка в школу - прим. авт.) ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3, 24-26).
Далее святой апостол Павел говорит: Закон ничего не довел до совершенства (Евр. 7, 19).
Закон был дан Богом ветхозаветному человечеству, но в Новом Завете ни разу не сказано, что Иисус Христос дал нам "закон".
Ветхозаветный обрядовый закон для христиан на Апостольском соборе (50 г.) святыми апостолами признан ненужным для спасения (см. книгу Деяний гл. 15), его обрядовые постановления были оставлены христианам из иудеев еще на два десятилетия, то есть до разрушения Иерусалима и храма в 70 г. римскими войсками под руководством Тита. После разрушения храма исполнять ветхозаветные установления уже было невозможно, так как они были связаны с храмовым богослужением, а храма больше не существовало.
По мнению адвентистов, "человек не имеет в себе самом бессмертия, поэтому со смертью прекращается физическая и духовная жизнь человека. Сознание и бессмертие, согласно Евангелию, верующий человек обретает только после воскресения из мертвых, которое совершится при Втором пришествии Христа" ("Во что верят адвентисты седьмого дня"). Однако в Евангелии не сказано, что "со смертью прекращается физическая и духовная жизнь человека". Физическая, конечно, прекращается, а вот духовная - нет. И в Библии есть тому много свидетельств. Скажем только о том, что говорил святой апостол Павел о бессмертии души: Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор. 5, 8).
В этих словах апостола Павла видна его вера в бытие его души с Богом после разлучения с телом в результате смерти. Подобные мысли звучат у апостола язычников и в Послании к Филиппийцам: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 21-23). Таким образом апостол Павел ясно возвещает веру христиан в бессмертие души и веру в то, что после смерти тела верных Христу людей ожидает радостная встреча с Ним.
Много можно говорить о вере адвентистов седьмого дня, это все известно и описано в литературе. Я привел только некоторые штрихи, которые немного помогают понять их веру, сильно отличающуюся от той веры, которая возвещена Иисусом Христом через святых апостолов и которую Святая Православная Церковь исповедует и возвещает уже два тысячелетия.
К адвентистам мы относимся с уважением, потому что они стараются жить в соответствии со своей верой. Но она сильно отличается от той веры, которая возвещена Иисусом Христом через святых апостолов и которую Святая Православная Церковь исповедует и возвещает уже два тысячелетия. Адвентисты любят Библию и постоянно ее читают, однако, не имея благодатных даров Святого Духа, глубинный смысл Евангелия и всего Нового Завета не могут постичь: здесь недостаточно человеческого разума, оторванного от благодатной жизни Христовой Церкви.
В деятельности же духовных руководителей и пастырей адвентистов, как мы видим из газеты "Сокрытое Сокровище", видны хитрость и отсутствие прямодушия, поскольку они, обращаясь с проповедью к людям, не открывают явно читателям свою религиозную принадлежность. Название религиозной организации употребляется в тексте газеты только один раз и только там, где по закону нельзя не указать учредителя. На последней странице в № 167 и № 168 в самом низу мелким шрифтом напечатано: "Учредитель газеты - религиозная организация Поместная церковь христиан Адвентистов седьмого дня "Ожидающая" г. Йошкар-Олы республики Марий Эл". И такая просветительская работа с рассовыванием изданий, не объявляющих своей конфессиональной принадлежности, по почтовым ящикам весьма напоминает, на наш взгляд, замаскированную сектантскую пропаганду, где действительно скрыт от читателей образ величайшего Сокровища всего мира - Богочеловека Иисуса Христа.
Фото: Татьяна Балашова
Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 1
Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 2 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|