Автор: протоиерей Борис Балашов
Молодожены у памятника святым Петру и Февронии Муромским
В 1228 году в старинном русском городе Муроме в один день и в одно время скончалась супружеская чета - князь Петр и его жена княгиня Феврония. Ну, казалось бы, что тут особенного, кроме того что умерли в один день и в один час? Однако их смерть и последующее погребение стали буквально шоком для местных жителей. Почему? Что особенного было в этих людях?
Не в том лишь дело, что скончавшиеся муромский князь с женой, находясь на вершине общественного положения, жили счастливо и в любви всю жизнь. Такое иногда бывает. Даже то, что эта семья не только мудро управляла княжеством, но и проявляла настоящую заботу и милость к подданным, тоже в истории иногда случалось. И даже то, что любящие муж и жена умерли в один день и час, крайне редко, но всё же, в принципе, возможно.
Как часто бывало в древности на Руси, православные люди перед смертью принимали монашеский постриг, чтобы последнее время земного бытия всецело отдать Богу, молитве, погрузиться в глубину духовной жизни - ведь человек живет для вечности и бессмертия. Постоянные труды и будничные заботы часто отвлекают внимание от дел духовного обновления и преображения человека, или, иначе говоря, от спасения души от греха и смерти.
Дружные и любящие супруги князь Петр и княгиня Феврония, состарившись, приняли монашеский постриг: он - в мужском монастыре, она - в женском. Хотя их разделяли монастырские стены, Господь в Себе Самом и через Себя объединяет Своих духовных чад - христиан. Семья ведь для верующих людей - это не просто коллектив, "ячейка общества", а духовно-телесный организм - малая церковь, где с членами этой малой церковной общины живет и пребывает через действие Своей благодати Глава Церкви Иисус Христос, заповедавший верующим в Него людям: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
Петр и Феврония, чтобы вместе предстать перед Богом, умолили Его о том, чтобы им умереть в одно время, и завещали похоронить их вместе, в специально высеченном каменном гробе с тонкой перегородкой посередине. Скончались они 25 июня по старому стилю (или 8 июля по новому стилю) 1228 года.
Горожане Мурома нарушили завещание и похоронили скончавшихся супругов раздельно: в разных гробах и разных монастырях. Общий же их гроб, который Петр и Феврония приготовили для себя, остался пустым в городском соборном храме. Но на следующий день люди обнаружили, что те гробы, в которые была положена скончавшаяся чета, пусты, тела же супругов нашли в городском соборе в общем гробе. Однако горожане опять переложили их в отдельные гробы, упрямо полагая, что погребение в одной гробнице мужа и жены несовместимо с их монашеским званием. На другое утро святые снова оказались в едином общем гробе. После этого Петра и Февронию похоронили так, как они завещали.
Народная мудрость восхваляет человеческую любовь до смерти. Однако святые благоверные супруги являют миру христианский идеал любви, которая сильнее смерти, которая навсегда, навек бессмертна.
Смерть побеждена Христом. Уверовавшему во Христа и Его Евангелие открывается путь к бессмертию.
Человек замыслен Творцом как образ и подобие Божие, но в библейском повествовании мы видим, что образ Божий человеку дан, а к богоподобию ему нужно стремиться и достигать подвигом всей жизни.
Как понять "образ" и "подобие"? Обратимся к нашей земной жизни. В семье родился ребенок. Глядя на него, часто можно сказать, что это папин или мамин "портрет", то есть "образ". Но чтобы стать подобным папе или маме, то есть таким же взрослым самостоятельным человеком, способным квалифицированно трудиться и содержать семью, еще нужно более двух десятилетий громадного труда, чтобы беспомощный младенец превратился во всех отношениях в зрелого человека.
Подобным образом и сотворенный Богом человек призван не только в знании, но и в любви достигать Бога, то есть по мере своих сил и с помощью Господа возрастать в любви, потому что Сам Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 16).
Человек сотворен Богом по принципу "один равен двум", то есть двое - муж и жена, - сохраняя свою неповторимую индивидуальность, должны стать одним духовно-телесным организмом: семьей, малой церковью, в которой и может человек, отдавая все свои силы, всю свою любовь другому, приобретать новое качество - сам становиться любовью, то есть подобным Богу в любви. Эта задача может решаться людьми в подвиге семейной любви, любви к Богу и людям.
Земную любовь можно измерять в разных системах координат.
Вариант первый: я люблю близкого больше всего на свете. А больше чего? Больше компьютера, планшета, телевизора, холодильника, автомобиля, квартиры, дачи, собаки...
Вариант второй, христианский: любовь к Богу на первом месте, а любовь к ближнему - на втором, сразу после Бога. А какая же любовь выше и сильнее: повыше крыши дома, или чуть пониже неба? Какую возьмём точку отсчета? От какого уровня измеряется степень любви - от земли или от неба, - соответственно будет и бесконечно разный результат. Если мы любим только тело человека - такая любовь смертна. А если мы любим и внутренний мир человека, его душу? Такая любовь, наполняющая Божиим присутствием сердца людей, становится бессмертной и переходит в вечность вместе с нашими душами, чтобы быть нашей радостью всегда.
Это трудно, но с Богом вполне возможно. Такой пример нам ярко показали святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые являются не только добрым примером для благочестивых супругов в семейной жизни, но и святыми покровителями христианского брака.
Протоиерей Борис Балашов
Фото: Геннадий Алексеев
Семейная жизнь в памятниках иконографии Автор: Епископ Николай (Погребняк) "Все сущие на земле благие", т. е. полнота супружеского общения, также находит отражение в иконографии событий, связанных с семейной жизнью. Здесь хочется отметить принципиально иной подход к тому, что связано с плотской стороной супружества, в православной иконографии по сравнению с искусством Запада. Изображения всего, что связано с супружеской жизнью, в православной иконографии всегда целомудренны - при том, что эта тема для нашей иконописи вовсе не запретна, но подается она так, что никогда не может стать "советованием ко греху". (Заметим в скобках, что Дионисий писал свои фрески примерно в то же самое время, когда Босх - свой "Сад земных наслаждений".)
Что главное в браке? Автор: Елена Кислова Уже год клинчане любуются памятником святым князьям Петру и Февронии Муромским, расположенным в сквере напротив ЗАГСа.
В этом выпуске телепередачи "Дорога к храму" мы увидим, как создавался этот памятник, поговорим о том, что же является главным в браке, как сохранить любовь друг к другу и что мы можем почерпнуть для себя из жизни святых Петра и Февронии.
Семья - это служение друг другу Автор: Ирина Филиппова, Михаил Молотников На чем должен основываться выбор спутника жизни?
Каковы основные критерии этого выбора и в чем заключаются типичные ошибки?
Допустимы ли межнациональные, межконфессиональные браки или браки с иноверцами?
Интервью с иереем Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма святой великомученицы Варвары при Клинской городской больнице.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|