Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Лк. 6, 31–36
Мы сегодня слышали за богослужением отрывок из Евангелия от Луки. Многое из того, о чем мы читали, может стать соблазнительным для человека, только начинающего осмыслять Евангелие.
Есть люди, для которых очевидно, что Христос есть Бог, и это значит, что Его слова – абсолютная истина, и тот путь, который Он предлагает, является единственно правильным. Но есть и те, кто придерживается иных взглядов. На библейском языке их можно назвать, с одной стороны, язычниками, с другой, – грешниками.
Язычество – это религиозное воззрение или религия, придуманная людьми, начиная от разного рода суеверий и вплоть до грубого язычества и сатанизма. Атеизм также является формой религиозного сознания, это тоже вера, уверенность в том, что Бога нет.
Но почему Евангелие называет таких людей грешниками? Совсем не потому, что у них грехов больше, чем у нас. Человек, неверующий во Христа, может быть и добрым, и порядочным. Вопрос в другом. Все люди наследуют природу, изуродованную грехопадением наших прародителей, и это касается нас не только на телесном уровне (мы болеем, умираем), но и на духовном. Мы не можем жить по любви, честно, по-доброму – нам проще делать зло, ругаться, ссориться, чем проявлять милосердие и сострадание. Мы все грешники, и человек, становящийся христианином, может в нравственном плане быть совсем не на высоте. Но с этого момента он начинает лечить свою греховную природу, а тот больной, который лечится, уже находится на пути к выздоровлению!
Люди, способные поддержать и помочь в трудную минуту, есть среди верующих, инаковерующих и среди язычников. Но к Своим чадам, членам Своей Церкви, Господь предъявляет особые требования. Как говорится, «назвался груздем, полезай в кузов!» Быть человеком нравственным и соответственно себя вести – лишь необходимый минимум для христианина. Господь ждет от нас не только добрых дел, а духовного подвига и возрастания в любви. Царство Божие здесь, на земле, касается в первую очередь сердца, души человека, потому что именно там идет борьба за выздоровление от греховной болезни.
Христос говорит нам – Своим ученикам – слова, от которых в дрожь бросает: люби́те врагов ваших (Лк. 6, 35). Получается, что к любому жулику или опустившемуся бомжу я должен относиться так же, как к своим друзьям и близким? Речь здесь не об этом.
Русский язык менее богат, чем греческий. Мы можем пользоваться одним словом, вкладывая в него разный смысл, очевидный для нас в конкретной ситуации. Например, говоря «люблю семью» и «люблю бутерброд», мы подразумеваем совершенно разные чувства, но используем одно и то же слово. В греческом языке слово «люблю» имеет четыре разных варианта. «Эрос» – любовь между мужем и женой, «стергин» – любовь между родителями и детьми, «филис» – любовь дружеская и, наконец, «агапас» – братская христианская любовь, которая распространяется на всех людей. Когда между супругами помимо «эрос» существует «агапас», их отношения выходят на совершенно иной уровень, становятся полнее и глубже. Это относится и к другим видам любви.
Когда мы говорим о любви к врагам, мы подразумеваем именно христианскую любовь. Если человек сделал плохо мне или моим родным, это не значит, что я должен записать его в число своих близких, но я должен проявить к нему сострадание, милосердие и поступить с ним по справедливости.
Во время Отечественной войны 1812 года подобное отношение было нормой в российской армии: пленным французам создавали необходимые условия для выздоровления, ведь они уже безоружны, больны, беспомощны. Где мы в Евангелии видим подобные примеры? Наиболее ярко – когда Христос молился за Своих врагов, за тех, кто Его распинал. Даже тогда Он их жалел, потому что видел, какой вред они наносили своей душе. Эта любовь необходима, чтобы в тех, кто относится к нам плохо, увидеть образ Божий, пусть изуродованный, искаженный.
В период страшных кровавых гонений на Церковь мученики молились за своих мучителей: они шли к Богу, а у их истязателей в душе уже сейчас был ад, и что же ждало их в перспективе? Вот именно к такой христианской любви нас призывает Христос!
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 35–36). Почему не ожидая ничего? Да потому что в этом случае Сам Господь воздаст за бескорыстную любовь, и эта радость останется с нами навсегда, и будете сынами Всевышнего – в этом наша награда! Господь благ, Он любит всех – и хороших, и плохих. Трагедия в том, что не все хотят ответить на эту любовь.
Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, – говорит Христос. Мы должны быть похожи на Спасителя по устроению нашей души, только в этом случае Господь сможет увидеть в нас Своих детей.
Мы можем найти подтверждение этому в 17-ой главе Евангелия от Иоанна, в Первосвященнической молитве Христа. После Тайной Вечери Господь молится о Своих учениках – не только о тех, которые были с Ним в Сионской горнице, но обо всех и во все времена, в том числе и о нас с вами. Он просит Своего Небесного Отца не оставить их: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17, 24).
Если Он – Сын Божий по природе, то мы по усыновлению становимся Его детьми. В Священном Писании много говорится о том, что мы – наследники всех Божьих обетований (обещаний). Пока мы не имеем Царства Божьего во всей полноте, но то, что Господь приходит в наше сердце и дает благодать, уже является началом этой будущей радости полного соединения со Христом. Эти мгновения, минуты, когда мы ощущаем свет Христовой любви в своем сердце, Господь дает нам, чтобы мы могли хотя бы отчасти понять, для чего мы живем и к чему призваны.
В 1-ой главе Евангелия от Иоанна апостол передает прекрасные слова: тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Господь дал власть! Это не обещание, не просто красивые слова, это то, что мы уже сейчас реально имеем и можем использовать!
Поэтому надо учиться жить, как Христос, тогда Он всегда будет с нами. Мы живем не только для будущего Светлого Царства, оно входит в нашу жизнь уже сейчас. И только тогда мы сможем ощутить себя подлинно счастливыми, когда в нашем сердце будут Христос и благодать Божия. Царство Божие – это не место, а состояние души человека, который живет с Богом, сроднился с Ним, старается в своем сердце найти место для Бога, чтобы вместе с Ним прийти к настоящему счастью и здесь, и там в вечности. Аминь.
О любви Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|