Автор: протоиерей Борис Балашов
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Последние слова Христа на земле, сказанные Им на Кресте: "Совершилось!" (Ин. 19:30). Когда в юности я брал в руки перевод Евангелия на русский язык, сделанный великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, там были совсем другие слова: "Всё кончено!" и с точки зрения человека, живущего без Бога, так оно и есть: всё, что делал Христос, чему учил – кончено, потому что Он умер на Кресте страшной, мучительной и позорной смертью.
Но это ложный перевод! Христос не сказал: "Кончено", – Он сказал совсем иное: "Совершилось". Совершилось то, что было задумано Богом для спасения людей.
Приведу пример, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к духовной жизни.
На фронте бывали ситуации, когда воинский отряд посылали на необходимый участок с заданием вызвать огонь на себя, чтобы все вражеские силы были брошены туда. Бойцы этого отряда были обречены на смерть, но это давало возможность ослабить силы противника на других рубежах и сделать возможным прорыв их обороны.
Обращаясь к этому примеру из фронтовой действительности, мы можем лучше понять, что делает Христос. Враг рода человеческого думал: "Всё! Сейчас этот Проповедник, который говорит совсем не о том, что нужно искусителю и властям века сего (см. 1 Кор. 2:6), будет мною побеждён!" – ведь Он мешает: мешает жить людям, как они хотят, и тогда, две тысячи лет назад, и сейчас.
Это не случайно, ведь если мы объективно посмотрим на ситуацию в мире, то увидим, что самая гонимая религия в XXI веке – это христианство. Каждые несколько минут где-то в мире христианин погибает за веру. Даже в тех странах, где христианство было прочно укоренено и власти были лояльны по отношению к верующим, зачастую и крест на груди носить нельзя – можно оказаться под угрозой увольнения с работы. А если священник скажет, что педерастия и смена пола – грех, его могут посадить на законном основании. Такова реальность.
С христианством боролись и продолжают бороться, но кто же побеждает? Разве победил Пилат, который из страха перед иудеями подписал несправедливый приговор? Нет, его жизнь закончилась трагически. Может, еврейские начальники и старейшины, которые кричали: "Распни Его!"? Но миллионы евреев были убиты римлянами во время иудейской войны и осады Иерусалима в 70-м году. Евреи были изгнаны из своей земли, город был разграблен, а храм сожжен. Сбылось то, что Господь сказал еврейским женщинам, когда они плакали о Нём: Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23:28).
Когда Господь давал людям хлеб и исцелял тысячами, они радовались и бежали за Ним. Но вот Иисус Христос распят на Кресте, и те же люди насмехаются над Ним, Его злословит разбойник, распятый по левую сторону: Если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк. 23:39). Христос умирает в страшных страданиях, над Ним смеются, но Он молится за распинателей, издевающихся над Ним!
У Креста стоит не так много людей: Дева Мария, Мария Магдалина, апостол Иоанн Богослов, Лонгин сотник, который тоже был из числа распинателей и некоторые другие из учеников Иисуса – это свидетели смерти Христовой, которых мы теперь видим на иконах.
Часто люди, имеющие хоть какую-то веру, говорят: "Бог мне помогает", – но я этому не радуюсь. Ведь это совсем не ново: Бог всегда проявляет любовь к людям, даже на Кресте Он был на это способен, но кто же готов ответить на Его любовь?
Иисус Христос был распят между двух разбойников. Но только один из них – бандит, у которого руки "по локоть в крови" (не надо его идеализировать) – поверил Христу, и произошло самое главное в его жизни: ему стало стыдно перед Богом и собственной совестью за свое прошлое. А раз он откликнулся на любовь Христову, значит, Божья благодать смогла начать действовать в его душе.
Что же, этот разбойник попросил Господа взять его с Собой в Его Царство? Нет, поскольку понимал, что там ему не место. "Я бандит и подонок, и только Ты – моё высшее счастье. Когда придёшь в Своё Царство, вспомни хоть раз обо мне...": Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем, – так он рассуждал. И был спасён.
Другой разбойник, распятый слева, хулит Бога, кричит, извергая матерную брань, а этот: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (см. Лк. 23:41-42). Он сейчас переосмыслил свою жизнь, совершил глубокое покаяние и многое хотел бы изменить, только времени для этого уже нет. Но у Бога всё иначе!
Дело в том, что будущего мы не имеем: завтра, послезавтра – их не существует. Когда наивные люди говорят: "Вот выйду на пенсию, тогда и в храм буду ходить!" – это кроме сожаления и недоумения никаких чувств не вызывает. Как можно распорядиться тем временем, которого у тебя еще нет? Да и наступит ли оно, сможешь ли ты вообще тогда ходить и что-либо делать?
У нас есть только настоящее, и оно в нашей власти. Только сейчас мы можем стремиться ответить на любовь Божью, слышать слово Его, обращённое к нам, соединяться с Богом!
А прошлое? У многих в духовном плане оно весьма печально. Что же можно сделать, ведь многие накуролесили в жизни так, что не хотелось бы и вспоминать об этом?
Нет! Прошлое поправимо, это показал Христос. Ныне же будешь со мною в раю! (Лк. 23:43) – ответил Он не кому иному, как отпетому бандиту, потому что тот стал другим. Господь очищает, преображает его душу, и этого гадкого прошлого уже нет – это во-первых.
А во-вторых, Иисус Христос своей Богочеловеческой душой сходит во ад, где были души всех от века умерших людей, потому что в грехопадении человек утратил райское состояние. Казалось бы, дело сделано, и миллионы, миллиарды людей обречены на вечную муку скорби и безысходности. Но когда эти души услышали проповедь Христову, они этой любовью просветились, освятились, омылись, очистились и вышли из этого мрачного адского состояния в Небесное Царство. Да, это было давно, и кости их давно истлели, но ведь Господь сотворил время, Он властен над ним!
Даже если в нашей жизни много недостойного, плохого, злого, это можно изменить! Не бить себя в грудь, причитая: "Ах, какая я дрянь!" – это лишь слова, а реально, в своём сознании, видении мира, самооценке развернуться в другую сторону, то есть совершить покаяние перед Богом.
Почему я это говорю? Дело ведь не только в разбойнике и даже не в той тьме душ, вышедших из адского состояния, а в нас самих. Нам нужно действовать сейчас, следовать за Христом, пока есть время, ведь завтрашним днем мы распорядиться не можем.
Любовь Божья открыта всем людям, но я всегда хочу услышать от людей не "Бог меня любит", а совсем иные слова: "Я отвечаю, хочу, стараюсь ответить на Божью любовь"! Вот тогда что-то меняется. Бог и бесов любит, но они от этого не меняются и им от этого не легче.
Один английский писатель сказал так: "Мать начинает учить ребёнка вере, когда учит его говорить "спасибо" за кусок вкусного пирога, который она испекла. Вера и в детях, и в нас начинается с чувства благодарности – умения отвечать на любовь другого своей любовью. Но не с теоретических знаний она начинается – можно наизусть выучить Евангелие, но Богу не верить (дьявол Священное Писание помнит лучше нас).
А вот когда человек читает Евангелие и воспринимает Слово Божье как разбойник, распятый справа от Христа, то есть применяет его к себе, он открывает Божью любовь и в её свете видит в себе дурное, тогда и начинается спасение. Спасение как победа над грехом, который несёт нам смерть – и душе, и телу.
Так и возникает вера, потому что вера действует любовью. А эта любовь не может не выражаться в жизни: она проявляется в отношении к Богу и к людям. Эта заповедь о любви, открытая людям еще в Ветхом Завете, делает нас хоть как-то похожими на Бога.
Любовь человеческая и само умение любить – это пропуск в мир Небесного Царства. Кто не умеет любить – увы – окажется там чужим. Не потому, что Бог не хочет его принять, Бог всем протягивает руку, – а потому, что Господь бессилен изменить что-то в душе, если сам человек этого не хочет. Он, создавая человека по Своему образу и подобию, наделил его свободной волей, без которой мы будем не людьми, а умной скотиной.
Традиционное православное распятие являет нам любовь Христову. Мы не знаем в деталях, каким был тот Крест Христов, вряд ли кто-то стал бы специально готовить, отшлифовывать орудия казни преступников, но Крест Спасителя красив духовной красотой, потому что это тот Престол, на котором принесена Жертва Любви за грехи всего мира.
Подножие – нижняя перекладина, которую мы видим на Православном Кресте, – нужна не для облегчения мучений, а наоборот, чтобы продлить их. Когда распятый человек опирается на неё ногами, ему становится легче дышать, что только продляет невыносимые страдания.
На иконах правый конец нижней перекладины Креста Христова расположен выше левого. Неизвестно, было ли так в реальности, но любая икона, которой является и Крест Христов, своим символическим языком приоткрывает нам тайны спасения.
Направление этой перекладины показывает, что там, где нет ответа на Божью любовь, происходит движение вниз, в ад, в преисподнюю. Не потому, что Бог этого захотел, а потому, что этот выбор сделал человек. А там, где человек совершает покаяние и через боль, стыд, труд разворачивает свою жизнь на 180 градусов, начинается путь к победе над грехом и смертью.
На православных распятиях голова Христа может располагаться двумя способами: прямо, как у живого человека, или склонённой направо. В первом случае это свидетельствует о том, что Христос – победитель смерти, Он – жив! А во-втором – указывает на то, что Он слышит покаяние кающегося разбойника.
Господь слышит покаяние каждого, кто, как разбойник, обращается к Нему: "Я никуда не годен, я не достоин, но прими моё покаяние, помоги мне стать другим!". Это говорит нам, что искреннее стремление измениться, стать похожим на Христа, Господь всегда приветствует. Именно тогда в душе человека рождается живая спасительная вера, когда человек учится отвечать на Божью любовь.
Когда человек начинает не только эгоистично просить Бога о помощи, но и молит принять его, пусть еще слабую, любовь и не окрепшую веру, это связывает воедино Бога и человека, помогая ему выбраться из того духовного болота, в котором он часто оказывается.
Но если человек свою руку не протянет и, подобно благоразумному разбойнику, не поймет, что он в нынешнем своем состоянии не пригоден к вечности и бессмертию, он не сможет обрести радость вечной жизни со Христом. Если даже разбойник спасся и многие души усопших Господь вывел из ада, то в каком аду мы не жили бы здесь, если мы ответим на любовь Христову, если Его Евангелие станет для нас главной ценностью в жизни, то уже здесь и сейчас мы войдём в мир Божественной любви.
Господь умер на Кресте, а разбойники мучились еще примерно три часа, пока их не добили. Но только один бранился, а другой – молился и винил только себя, и Господь дал ему возможность покаяться и пройти остаток жизненного пути вместе с Ним. Бог приглашает и нас ответить на Его любовь, чтобы идти вместе в земной жизни в жизнь вечную, чтобы эта любовь Божья руководила нами в наших мыслях, словах и делах. Аминь.
Электронная версия газеты "Клин Православный" (26 сентября 2021)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|