Автор: священник Анатолий Трушин
Александр Александрович Егоров родился 19 (30) апреля 1887 г. в Санкт-Петербурге. Выбор Капеллы в качестве образовательного учреждения для Егорова не был случайным: придворным певчим служил его отец, Александр Яковлевич. Поэтому знакомство с Капеллой, её артистами и концертами, как и с миром музыки вообще, началось для Александра Александровича с малых лет. Лет с 7 он уже участвовал как аккомпаниатор в домашних музыкальных вечерах, на которых собирались артисты и певцы Капеллы.
Обучаясь в регентский классах, изучал теоретические предметы под руководством Анатолия Константиновича Лядова, Николая Александровича Соколова. Получил педагогическую практику дирижирования хором и оркестром у Евстафия Степановича Азеева и Николая Семеновича Кленовского. Окончив обучение, в 1907 г. был приглашен в Капеллу в качестве преподавателя общего курса фортепиано, элементарной теории музыки, сольфеджио и хорового пения (1907–1914). В то же время он руководил хоровыми коллективами и преподавал музыкальную грамоту в городских школах Санкт-Петербурга. В это же время активно занимался просветительской работой. Читал лекции по музыкально-теоретическим предметам на курсах переподготовки для инструкторов рабочих клубов и на вечерних курсах педагогов хорового пения в школах. Вел группу партитурного чтения для руководителей хоров.
В 1912 г. Александр Александрович экстерном закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу теории композиции у Анатолия Константиновича Лядова со званием свободного художника. Осенью этого же года, по рекомендации профессора М.Г. Климова, он был приглашён в консерваторию в качестве руководителя ученического хора. Александр Константинович Глазунов был наставником и присутствовал на первых занятиях Егорова с хором, внимательно следя за тем, как они ведутся. Вместе с ним на этих занятиях также присутствовал и Станислав Иванович Габель1, очень интересовавшийся хором. Позднее Егоров в своих воспоминаниях напишет: «Трудно передать то внутреннее волнение, которое я испытывал от присутствия выдающихся музыкантов: с одной стороны, они были для меня исключительными экзаменаторами, а с другой – я должен был показать свои хоровые знания и дирижёрские навыки, полученные мною ранее в Капелле…Всё же занятия с ученическим хором дали мне очень много в практическом отношении, так как я мог теоретические и практические знания проверить и осмыслить в серьёзной и очень интересной работе». С началом Первой мировой войны в 1914 г. занятия с ученическим хором были прекращены. В этом же году Егоров, вместе с семьей, переехал в Могилев, где вплоть до 1918 г. преподавал пение, музыкальную грамоту и сольфеджио в Могилёвской женской гимназии. Здесь же он в 1919 г. основал Гомельскую народную консерваторию имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, где являлся преподавателем элементарной теории музыки, сольфеджио и гармонии. В 1920 г. Александр Александрович вернулся в Петроград. Его пригласили быть преподавателем музыкальной грамоты на Военно-музыкантских курсах, а затем – начальником (заведующим) учебной частью этих курсов (1920–1923). Руководил музыкальным кружком Военно-инженерной академии (1920–1924).
В 1934 г. педагогический факультет Ленинградской консерватории был преобразован в инструкторско-хоровой, и на должность ее руководителя был приглашен Александр Егоров. Вместе с консерваторией в 1941 г. был в эвакуации в Ташкенте, откуда вернулся в 1943 г. Во время эвакуации создал «Антологический сборник узбекской хоровой литературы» и написал статью «Хоровое пение в Узбекистане». С 1946 по 1950 гг. он был деканом дирижерского факультета. Здесь он большое внимание уделял подготовке молодых хоровых дирижеров, а также работе хорового класса. Утром 25 мая 1959 г. Александр Александрович Егоров скончался. Будучи талантливым педагогом, Александр Александрович, ставший одним из ведущих представителей хорового искусства в России, также написал и ряд фундаментальных теоретических работ2. Некоторые из них до сегодняшнего дня используются как учебные пособия.
Еще в молодые годы Егоров проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певческие традиции. Незаурядное дарование Александра Александровича было замечено современниками, которые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Александр Александрович оставил много сочинений: более 100 хоровых и инструментальных, около 60 переложений для хора, более 40 романсов и мелодекламаций. В его обширном композиторском инструментальном наследии – произведения для симфонического оркестра («Баллада», «Драматическая увертюра», марш, трио, прелюдия), струнного оркестра (сюита, квартет), Скерцино для четырех фаготов, Тема с вариациями для трубы, пьесы для фортепиано, камерная вокальная музыка (в основном в рукописи). Он также принимал деятельное участие в редактировании и другого нотного материала3.
Основное направление его творчества принадлежит светским и духовным хоровым произведениям. Среди них – поэмы «Россия», «Спартак»; кантаты «Песня о России», «Памяти С.М. Кирова», «Слава тебе, богатырь на Неве» (к 250-летию Санкт-Петербурга), хоры а-capрella на стихи русских и советских поэтов и хоровые обработки народных русских, украинских, казахских, башкирских, чувашских, таджикских, узбекских, азербайджанских, татарских песен (всего 107 обработок народных песен). Также важное место принадлежит переложениям для хора a-capрella известных романсов и инструментальных произведений. Среди них «Венгерские танцы» Й. Брамса, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, «Концертный вальс» А.К. Глазунова, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Элегия» Ж. Массне, «Ночной смотр» М.И. Глинки, «Итальянская полька» С.В. Рахманинова и многие другие.
Личная дружба4 Егорова с Альбертом Ивановичем Кеше5 содействовала активному участию в работе музыкальной комиссии по изданию «Духовных песен с нотами». В нотные сборники, опубликованные в 1927 г., включены сочинения для хора, сольного и церковного пения. Они были опубликованы под псевдонимами Е. Горин и С.А.
Словами Александра Емельяновича Никлусова, ученика, а впоследствии – профессора кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, можно охарактеризовать всю жизнь и деятельность Александра Егорова: «…Основным делом своей жизни Александр Александрович считал педагогическую работу в консерватории. Являясь руководителем хорового класса, он очень любил эти занятия. И очень огорчался, если по какой-то случайности, непредвиденности они не состоялись. На занятия хорового класса Егоров приходил задолго до начала, следил за подготовкой зала, проверял хоровые партии, строй фортепиано и т. п. Эмоциональность, одухотворенность профессора увлекала студентов. Великолепное владение фортепиано, отличная память, блестящая эрудиция Егорова удивляла многих.
<…> Хор Александра Александровича являлся основой творческой деятельности. В композиторском творчестве все значительное было написано для хора. В педагогической же деятельности все было направлено на воспитание специалистов хора. За большие заслуги в развитии музыкального искусства Егоров был награжден медалями и Почетными грамотами; ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР»...
__________
1 Станислав Иванович Габель (1849–1924) – оперный певец (бас-кантанте), вокальный педагог, композитор, режиссёр.
2 Среди ценных методических трудов Егорова – «Основы хорового письма» (первое исследование данной темы на русском языке, изданное в 1939 г.), «Теория и практика работы с хором» (1951 г.), «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин» (1958 г.). В рукописи остались «Этюды для курса техники дирижирования» (1947 г.). Он также перевел с французского языка учебник Александра Жак Альбера Лавиньяка «Теоретический и практический курс музыкального диктанта» (издано в 1936 г.).
3 Например, в период 1936–1938 гг. Егоров восстановил утраченный фрагмент партитуры кантаты «К радости» Петра Ильича Чайковского по сохранившимся в библиотеке голосам, которая при жизни автора не издавалась и, кроме выпускного экзамена, не исполнялась. В 1890 г. Чайковский писал Юргенсону в ответ на предложение об издании этого произведения: «Рукопись кантаты в консерватории в Петербурге. Печатать ее я не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности». Любопытно, что в 1936 г. в газете «Известия» появилось следующее сообщение: «Ода «К радости», неизвестная кантата Чайковского, написанная для оркестра, хора и солистов, найдена в Ленинградской консерватории при разборе нотных архивов». Рукописные голоса кантаты, с печатью РМО, хранятся в настоящее время в фонде оркестровых голосов нотного отдела библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.
4 Альберт Кеше высоко ценил профессиональные советы Александра Александровича не только в редактировании духовных музыкальных сочинений, но также и в вопросах хорового искусства.
5 Альберт Иванович Кеше (15 (27) марта 1889 – 25 ноября 1961) – композитор, регент.
Источник: www.mepar.ru
Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.
О композиторе А.В. Александрове
Автор: диакон Анатолий Трушин
Александр Васильевич Александров вошел в историю церковного и советского музыкального искусства главным образом как автор неоспоримо прекрасных, неповторимо оригинальных песен, а также как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии. Александр Васильевич - автор гимна СССР, а теперь его музыка является и гимном Российской Федерации.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|