Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Еф. 2, 14-20
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, давайте попробуем обратиться к достаточно сложному отрывку из послания к Ефесянам святого апостола Павла. С самого начала апостол говорит, что Христос для нас – некий мир или примирение, т. е. Он пришел, чтобы примирить нас.
По мнению апостола Павла, я – не один: во мне как минимум двое, и относительно психического здоровья это похоже на оскорбление, потому что только крайне сложные психические расстройства могут сопровождаться подобными симптомами. Но абсолютно адекватный, духовно трезвый человек, говоря о Христе, обращается к нам с таким заявлением: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом (Еф. 2, 14-16).
Получается, что во мне реально живет два человека, и это не совсем понятно. Но если мы рассмотрим не душевное уcтройство человека, где действуют определенные биологические механизмы, нарушение которых может вызвать нервные и психические заболевания, а высший уровень – духовный, мы сделаем противоположные выводы. Мы поймем, что присутствие этих «двух» вполне закономерно, и его можно наблюдать из поколения в поколение.
Один голос зовет меня: «Ты – Человек с большой буквы, у тебя есть крылья, лети на Небо, смотри на него чаще и стремись быть подобным своему Творцу. А голос животной души (или голос плоти) говорит: “Бери от жизни все! ”, “Не дай себе засохнуть!” У тебя всего лишь 70-80 лет…», и в этом постоянном конфликте проходит жизнь человека. Это действительно вражда, поскольку мы прекрасно знаем на своем опыте, сколь сложно заставить себя обратить взор к Небу. Но любой вопрос, который перед нами встает, имеет приоритет, и наша задача выбрать приоритет более высокий, оставив низменные желания в стороне, не затрагивая базовые потребности, конечно (еда, сон, удовольствия в меру и т.д.)
Очень наглядно это показано в Библии, в момент отхода человека от Бога. О грехопадении первых людей повествует третья глава книги Бытия, и мы видим, что чем больше становится это расстояние (т.е. чем меньшее доверие, раскаяние и покаяние проявляет человек в общении со своим Отцом), тем более естественным будет средостение или, в переводе со славянского, возникновение стены, которая разделяет человека и Бога.
Мы называем эту стену «грех», греки – «ἁμαρτία», что в переводе означает «промах». Т.е. если по замыслу Творца, я не долетел до своей цели, не стал подобным Богу, значит, я промахнулся, а, следовательно, где-то ошибся в расстановке приоритетов, и мы понимаем, как это сложно. Как приятна может быть мысль, что эту жизнь я должен наполнить чем-то особенным, и как сложно сказать: «Нет, эта жизнь – хорошо, но меня-то ждет жизнь бесконечная, а, следовательно, мой приоритет – моя духовность и моя любовь».
Апостол Павел говорит далее о том, что Христос в одном теле примирил обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2, 16).
2000 лет назад Сын Божий максимально сократил дистанцию между человеком и Богом, показав, что в теле маленького ребенка или тридцатилетнего мужчины можно уподобляться замыслу, по которому мы сотворены. Прожив во всех наших несчастьях, имея голод, жажду, отсутствие крыши над головой, перенеся такие страшные вещи, как предательство, постоянные гонения и, в конце концов, испытав неимоверную боль и претерпев нашу смерть, Христос в этом теле побеждает грех – ту самую преграду на этом пути, следствием которого является смерть.
Таким образом, Новый Адам – Христос – дает нам новую возможность исполнить замысел Бога о человеке. Он дает нам не просто некоторую надежду или образец, ибо Он является, безусловно, идеалом в поведении человека, но еще и, соединяя Себя с нами, максимально облегчает эту задачу. Собственно, нам осталось только ответить на Его призыв, соединить свою жизнь со Христом, чтобы наследовать жизнь вечную. Аминь.
О настоящей жизни во Христе
«Хвалите Господа с небес…»
Об оправдании
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|