Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 8-ю по Пятидесятнице
1 Кор. 1, 10:18
Дорогие братья и сестры! Вслушаемся в слова 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам, которые прозвучали за сегодняшним богослужением: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор.1,18).
Если взглянуть в оригинальный греческий текст, то непонятное слово "юродство" будет в дословном переводе звучать как "глупость". То есть для тех, кто в своём понимании ищет спасения, то, что сделал Христос – глупость, лишено смысла. Но для нас, тех, кто соединён со Христом и Его Крестом – сила Божия.
Это очень долгий и серьёзный разговор, поскольку, если мы возьмём законы, действующие в обществе, в отношениях между людьми, то независимо от исторических периодов и государственных границ они будут одинаковы, будут передаваться из поколения в поколение. И мы понимаем, что речь идёт о законах духовных.
Исходя из этих законов мы знаем, что, разделять легче, чем соединять, – и это можно прочувствовать даже не выходя из собственной кухни, ведь поддерживать семейный мир очень сложно (не говоря уж о том, чтобы объединить всё человечество общей благой целью).
И сегодня апостол Павел приводит нам печальный пример. Произошло разделение, одни говорят "я Павлов"; другие – "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов" (см. 1 Кор.1,12). Для того, чтобы понять эту картинку, вспомним, как приходя иногда в дом верующих, мы можем увидеть на стенах весь иконостас святых, помогающих во всевозможных нуждах, но не найдём Христа и Его Распятие. Это очень печально, потому что происходит не соединение со Христом, не стремление понять Евангелие, а механический поиск того, что поможет здесь и сейчас. Карьера не выстраивается, на работе не складывается или здоровье хромает... Значит, нужно найти какого-то суперсильного святого, который точно поможет.
Но не для того пришёл Христос, чтобы мы пытались найти механизмы решения наших текущих проблем. Крест Христов означает не только некоторое временное спасение от них. Если я мучаюсь от самого себя (а честный человек может заглянуть внутрь себя и сказать: "Да, меня не устраивает такой "я", моя душа стремится к более светлому образу, к добрым делам, но не получается, я слишком слаб!"), тогда Христос предлагает сотворить главное в жизни усилие, чтобы совершить победу над собой. Он первым прошёл этот путь, и даёт в помощь нам Себя и Свой пример, и именно это является залогом доброго исхода.
Механический подбор кода с мыслями: "Как мне убежать от этого несчастья?" здесь абсолютно не работает, если мы не поняли, зачем пришёл Христос в этот мир. И крест, который когда-то был самым страшным и самым позорным орудием казни, становится для нас не просто деревяшкой, которую мы должны целовать. Для нас это образ того Пути, который прошёл Христос, и которым каждому из христиан Он предлагает пройти вместе.
Поэтому апостол Павел и говорит: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1 Кор.1,17). В греческом оригинале смысл опять же выражен точнее: "Я не хочу лишать смысла или переворачивать смысл креста Христова, моё дело – донести, что есть такой способ победить себя, преодолеть грех и победить смерть". Вот так апостол Павел пытается объяснить нам простую мысль: хочешь спастить, хочешь быть лучше – следуй за Христом. Возьми Крест и следуй за Ним! Аминь.
Успенский пост
Отпуск и пост
Опыт православного паломничества Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|