Автор: Ирина Филиппова
Интервью с протоиереем Александром Союзовым
- Отец Александр, наверное, еще со дня празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, когда Церковь в нашей стране, наконец, обрела свободу, в обществе стали говорить о духовном возрождении нации. Однако сейчас складывается впечатление, что до настоящего духовного возрождения еще очень далеко. Так ли это?
- Духовное возрождение - это процесс непростой и очень длительный. Оно не может произойти так вдруг, сразу. Когда князь Владимир крестил Русь, она ведь не стала сразу христианской, православной. Среди тех, кто сегодня приходит в Церковь, безусловно, есть люди по-настоящему верующие, которые всем сердцем приняли Христа. Но в целом в стране, где на протяжении семидесяти лет всякая духовная жизнь искоренялась, а последние двадцать лет с помощью средств массовой информации насаждались оккультные, магическо-языческие верования и традиции, трудно говорить об истинной вере.
- Трудно не согласиться с тем фактом, что современное общество - это общество потребления. Возможно ли человеку противостоять все более усиливающейся коммерциализации государства, и какими могут быть ее последствия?
- В последней книге Нового Завета Апокалипсисе говорится, что конец человеческой истории - это торжество материально-магической культуры. Но это торжество временное, и Апокалипсис заканчивается словами: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20) и Вторым Пришествием Иисуса Христа.
В наше время в обществе обостряются две тенденции. С одной стороны, СМИ пропагандируют материальный, потребительский, а порой и откровенно опошленный образ жизни. С другой стороны, существуют попытки небольшого числа трезвомыслящих людей очистить свою жизнь от этой гадости и дряни и искать прежде всего Царствия Небесного. Именно об этом говорит Господь в Священном Писании людям: Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12, 29-31). Если человек, семья, общество, государство ставят центром своей жизни не духовные поиски и стремления, а экономику, политику и развлечения, то такое общество в скором времени потеряет силу. В пример можно привести множество некогда процветавших, считавшихся незыблемыми, империй, таких как Римская, Великая Китайская, Византийская и др.
- В последнее время в Европе со стороны различных политических и общественных движений участились атаки на христианскую Церковь. Из общества убираются атрибуты христианства. Определенное давление на Православие существует и в нашей стране. Как Вы думаете, с чем это связано?
Это связано с тем, что Западная и, в первую очередь, Восточная Церкви - это последние оставшиеся нравственные рубежи, которые мешают людям окончательно превратиться в животных. Церковь напоминает обществу: человек двусоставен. В нем кроме тела, которое, несомненно, нужно содержать в порядке и чистоте, есть еще и душа. Однако этот факт напрягает определенные круги в обществе, в государстве, которые стремятся к тому, чтобы их идеология потребления стала единственной и доминирующей. Поэтому их первоочередная задача - уничтожить Церковь. Они хотят безраздельно владеть умами людей, при этом формируя у них ощущение, что они свободны, на все имеют свое мнение, хотя все эти мнения существуют лишь в рамках определенной заданной кем-то системы мира. Таков неолиберализм - если ты выбираешь мнение, не входящее в рамки данной системы, то ты не имеешь право на это мнение.
- Мировой контроль, глобализация, слежка, медиазомбирование, клонирование - все это активно сегодня развивается в мировом сообществе, и все это не принимается Церковью. Не потому ли, что это признаки приближающегося конца времен?
- Любая глобализация - это попытка построения тоталитарного общества, единого в своей идеологии. Священное Писание говорит о том, что в конце времен будет как раз такое общество. Вопрос здесь в другом: кто будет проводником этой общественной идеологии? В истории человечества существовали империи, где доминировала христианская этика, но были и государства, где христианство запрещалось и насаждались оккультизм и язычество. Однако ни одно тоталитарное общество не может сравниться с тем "государством", которое называется Царствие Небесное. Там ведь тоже нет границ. И там есть единый Царь и Правитель - Господь, Который дает людям гораздо больше, чем может дать любой правитель здесь на земле: Он дарит вечную любовь, Вечную Жизнь и радость общения с близкими по духу людьми. То есть там есть то, чего не может быть ни в каком земном государстве и обществе.
- И все-таки, на Ваш взгляд, нужен ли Бог современному человеку?
- К сожалению, современному человеку нужен не Бог, ему нужен источник бесконечных наслаждений. Бог будет нужен человеку только тогда, когда он согласится, что состоит не только из тела, но и души. Если человек только плоть, только тлен, тогда ему нужно лишь заточенное под земные нужды бессмертие, вечная молодость и здоровые зубы, чтобы есть здоровую пищу. Если же человек считает, что у него есть душа, то ему, безусловно, нужен Бог, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Человек, его душа ценнее всего материального мира. И если человек ищет истину, то он всегда выберет свое место рядом с Богом.
Фото: Татьяна Балашова
Что значит: быть христианином?
Может ли компьютер помешать спасению души христианина? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|