Интервью с протоиереем Борисом Балашовым, настоятелем Скорбященского храма г. Клина
«Дух, душа, тело» – так называется книга архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), который был не только священником, но и замечательным врачом. В ней он показал влияние телесной стороны человека на духовную и обратное влияние духа на тело. Святитель Филарет Московский писал: «Человек есть не только тело, но и не только дух: он – единство тела и духа…» Вот об этом единстве, о том, насколько наше тело связано с душой, мы поговорили с настоятелем Скорбященского храма протоиереем Борисом Балашовым.
– Апостолы и все христианские подвижники говорят о необходимости поста. Сам Христос сорок дней постился в пустыне, откуда, как говорит Евангелие, возвратился в силе духа, одолев все искушения врага. И апостолам Спаситель указал на пост как на средство избавления от злых духов, сказав, что сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Как пост влияет на наше духовное состояние?
– Пост был известен во многих религиях и до христианства. В Ветхом Завете упоминается пост, причем не только у евреев, но и у язычников. Очень яркий пример поста у язычников за 1000 лет до Рождества Христова приводится в книге пророка Ионы, когда Бог посылает Иону к ниневитянам – язычникам – возвестить им, что город Ниневия будет разрушен за нечестие его жителей. Иона не хотел идти: эти люди были врагами евреев – и что, он будет заботиться об их спасении? Но Бог вынудил его пойти. И вот пророк пришел к ним, ходил по городу, возвещая: «Ниневия будет разрушена». Обошел весь город, всем всё возвестил и сел смотреть, как она будет разрушаться. А Ниневия оказалась неразрушенной, потому что жители города услышали предостережение и покаялись, изменили свою жизнь: прекратили злодеяния, несправедливости, грехи. Царь сам ходил в рванине, посыпал голову пеплом, покаялся, наложил пост на себя и на всех жителей Ниневии. Пост должен был быть очень строгим: ничего не есть и не пить. Даже скотину оставили без еды и воды. Была поставлена задача: изменить жизнь и уйти от своих грехов. Хотя они и язычники, но услышали голос Бога и изменили свою жизнь. И Господь не уничтожил город, и никто из них не погиб. Вот пример, как пост с покаянием может многое изменить в нашей жизни! Меняет он в первую очередь самого человека, а если в нем произошли изменения, то меняются его отношения с Богом. Бог-то всегда одинаков, а если человек изменяется в лучшую сторону, то отношения становятся ближе. Вот тот пост, на который указывает Ветхий Завет, пост, который спасает человека. Конечно, пост связан с покаянием. Пророк Исаия в 58-й главе своей книги говорит о посте серьезно и глубоко, но там вообще нет ни слова о еде, потому что пост – это усиленное исполнение воли Божией и понуждение себя к совершению добрых дел, прощению обид, милосердию, состраданию и прочему. А телесный пост? Он, конечно, нужен. Но его задача – помочь духовному обновлению человека. Если мы говорим о таком телесном посте, когда речь идет только об ограничениях в пище, но не затрагиваются ограничения в развлечении и удовольствиях, то это еще совсем не пост, а просто диетическое питание для себя, для фигуры, для здоровья. К христианскому посту это не имеет отношения. Пост потому нужен, что человек болен грехом, и поэтому его надо лечить. Одно из таких лекарств – это пост. Как в церковном песнопении поется, «постящиеся, братия, телесно, постимся и духовно». Человек – это и тело, и душа, но руководит-то телом душа. Поэтому к ней и должны быть направлены наши усилия. Если же душа ничего не приобретает в результате поста, то пост проходит впустую.
Христос постился, и апостолы постились. Почему? Зачем? Мы не будем говорить о посте Христа – это другая тема. Однако Он показал нам яркий пример, что пост нужен. Для чего? Для того чтобы мы сумели в жизни всегда выбирать главное. В нашей земной жизни люди накладывают многие ограничения на себя ради каких-то земных целей. Даже воины не будут наедаться перед битвой. Есть народная мудрость: сытое брюхо к труду и учению глухо. Состояние пресыщения у человека ведет к расслаблению и лишает бодрости и внимательности в противостоянии врагу. С духовной стороны пост – это состояние духовной готовности к битве с искушениями. Они могут быть и со стороны, т.е. от лукавого духа, и от наших собственных личных грехов и страстей. Поэтому пост нужен человеку. Мера поста для каждого может быть разной: для больного человека – одна, для здорового – другая, для ребенка – третья. Тем более что пост – это не механическое ограничение в пище, не только изменение рациона питания, от которого я ничего не теряю. Для ребенка поститься без конфет и мультфильмов – трудно. А обойтись без мяса? А это может совсем и не быть потерей.
Пост – это духовная битва за человека: и за тело, и за душу, чтобы он был в состоянии бороться с искушениями и готовился к встрече со Христом и с радостью вечной жизни, которая нам дарится в празднике Пасхи. К серьезному люди всегда готовятся. Так же и мы готовимся к встрече Светлого Христова Воскресения. Пост – трудное дело, а что в жизни бывает легко? Человек готовится к серьезным экзаменам, он себя напрягает; строит дом, он тоже себя напрягает; готовится создать семью – если он это умно делает, тоже себя напрягает. Любое серьезное дело совершается с напряжением сил. Пост – это время духовного напряжения, духовной бодрости и готовности к битве за свою душу, ибо мы никогда не знаем, какое искушение нам выпадет сегодня или завтра.
– Тело – храм души, и мы должны заботиться о нем. Но как относиться к примерам святых, мучеников, которые целенаправленно истязали себя холодом, голодом, стояли на коленях в многочасовых молитвах, жили в сырых пещерах. Для чего они это делали? Какая духовная польза от такого самоистязания?
– Почему многим людям, в том числе подвижникам, приходилось применять такие жесткие меры к своему собственному телу? Если грех в человеке силен и все время его искушает в самых разных вариантах, то просто так, лежа на диване, победить тяжелые искушения нельзя. Человеку приходится напрягать себя: и душу, и тело, чтобы он был способен противостоять искушениям. А они могут быть очень сильными, потому что жить по совести-то очень трудно, а по-Божьи еще труднее. А искушения постоянно возникают. И часто никаких сил не хватает, чтобы им противостоять. Тогда человек не садится в кресло и не думает, как ему трудно, а заставляет трудиться и свою душу, и тело, чтобы противостоять искушению. Все святые подвижники говорят, что напряжение человека на пути к Богу в духовной жизни совершенно необходимо. Когда люди не имеют опыта молитвы и видят, как кто-то другой совершает земные поклоны, они говорят: «Ой, как трудно! Не легче было бы сесть на диване, перед иконочкой, спокойно устроиться, рассказать Богу, что у меня на душе?» Сделать так, конечно, можно, только вот что мы от этого получим? Представим себе, что на человека идет медведь, а он спокойно сидит и говорит: «Ну, я сейчас подожду немножечко, а потом заряжу ружье и выстрелю», – только вряд ли медведь будет ждать. А если человек в боевой форме и готов отразить наступление хищника, то может выжить и победить врага.
– Великий пост – время усиленной молитвы. В этот период увеличивается количество коленопреклоненных молитв и земных поклонов. Старцы говорят, что «поклоны очищают и освящают и тело, и душу». А в чем это выражается?
– Человек не есть только душа, мы не ангелы. Можно ли любить человека только душой? Например, мать скажет ребенку или невеста жениху: «Я тебя душой очень люблю, а тело твое меня не интересует», – ясно, что это не любовь, а фальшь. Мы – люди. Значит, если любить, то и душой, и телом; любить в другом и душу, и тело. Иначе это будет не любовь, а одни сантименты. Может ли мать вырастить ребенка без напряжения всех своих сил? Не встречал таких. Может ли ребенок хорошо окончить школу без труда? Тоже не видал. Могут ли молодые люди построить хорошую семью, не напрягаясь и жалея себя? Не видал ни разу. То же можно сказать и о наших отношениях с Богом. Если мы молимся – это не просто щебетание по телефону, а серьезный разговор, разговор о жизни и смерти, о наших близких, обо всем на свете. А тем более, когда нас побеждает грех. Значит, мы должны употреблять все свои силы. Молитва должна быть с полным вниманием и напряжением духовных сил, и тело также должно участвовать в этом.
Почему в Православной Церкви во время богослужения мы стоим в храме (не будем говорить про немощных и детей)? Потому что мы предстоим перед Богом. Не предсидим, а предстоим пред Ним, понимая, что перед нами Бог, а мы – перед Ним. Мы пришли с мольбой к Нему. И поэтому весь человек участвует в молитве. Поклоны – это не физзарядка, а поклонение Богу и душой, и телом, ведь поклон совершается с молитвой. В этом участвует и душа человека – он словесно творит молитву и телом совершает поклонение пред Богом. Всё это выражает отношение к Богу, благоговение перед Ним. Мы не будем говорить, кому сколько поклонов делать, это надо индивидуально решать и советоваться со священником, учитывая свои возможности, здоровье и прочее. Такой опыт серьезной молитвы существует в Церкви изначально, и многие знают по себе, как это укрепляет нас и помогает раскрывать душу Богу.
При совершении земных поклонов, когда человек молится, есть и духовная составляющая, и физическая. Для человеческого тела такие поклоны – очень полезная вещь. Особенно когда молитва совершается неторопливо, неспешно – пользу получают и душа, и тело. Понятно, что для некоторых больных земные поклоны непосильны и, может быть, иногда и неполезны. Но говорить, что они трудны или вредны для абсолютного большинства, может только тот, кто их делает сам. Какой смысл говорить о том, чего не знаешь?
– Батюшка, дайте, пожалуйста, совет нашим читателям, как с максимальной пользой провести время Великого поста.
– Если мы говорим о христианском посте, то в первую очередь – это наша подготовка к встрече с Богом. Это – духовный подвиг. Такая встреча в молитве и праздничных богослужениях ведет к установлению и укреплению духовно-благодатной связи с Господом. Что же необходимо делать, чтобы подобная встреча в нашей душе состоялась? Во-первых, нам нужно слышать, что говорит Бог. Для этого у нас есть Евангелие – Священное Писание Нового Завета, которое важно вдумчиво, серьезно, с молитвой читать. Когда мы читаем Евангелие, мы слышим не только то, что там непосредственно сказано, а также то, что там не сказано, но что Господь хочет сказать нашей душе. Слова ведь – это не просто звуки: они несут информацию. Если мы разговариваем с тем, кому по-настоящему доверяем, то информации мы получим гораздо больше, чем после разговора с тем человеком, с которым у нас не сложились доверительные отношения. Поэтому важно иметь полное доверие к Евангельским Божиим словам. Разумеется, это чтение должно быть ежедневным: как с близкими я ежедневно разговариваю, так и с Богом. Перед молитвой необходимо прощение всех обид, личное покаяние, осознание своей греховности и смирение. Молитва должна быть неотделима от усиленного исполнения воли Божией. Во время поста храм должен занять в нашей жизни большую роль, чем обычно. Важно чаще исповедоваться и причащаться. Зачем в храм ходить? А зачем больные идут в больницу? Лечиться, делать разные процедуры, чтобы постепенно выздоравливать. Чтобы в лечебном заведении поправить свое здоровье и, по возможности, вылечиться, больному на разных процедурах приходится прилагать большие физические усилия для совершения определенных упражнений. Постом же перед нами стоит задача оздоровить нашу душу, которая управляет жизнью всего организма. От правильного прохождения поста и душе, и телу становится легче жить.
Беседовала Е. Кислова
Фото: Ю. Павлюк
Лествица
Автор: Михаил Молотников
«Всем стремящимся написать имена свои в книге жизни на небесах настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя этим путем, увидим, что она непогрешительно руководит теми, кто следует ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого падения и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви»
Великий пост: мой опыт подготовки к Пасхе
Автор: Наталья Гусева
Страсти, свернувшись змеиным клубком, живут внутри каждого из нас. Одна-две сверху, остальные внутри. Верхние ослабели – нижние поднимают голову. А смысл Божиего неисполнения просимого в том, что с нашей «верхней» змеёй-страстью мы хоть как-то можем бороться, мы ее хотя бы распознаем. А «спрятавшихся» змей мы не видим и не знаем методов борьбы с ними
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|