Автор: протоиерей Алексий Тюков
Пасха – это «праздник из праздников и торжество из торжеств», как поет в своем ликующем песнопении Христова Церковь. Церковный год разделяет дни особого усиленного покаяния от дней светлой ликующей радости, дни торжественного прославления святых от дней особого поминовения усопших. То радостное ликование, которое Церковь являет всем верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти и печали, которое так часто сопровождает людей при поминовении своих умерших сродников. Поэтому и в день Святой Пасхи, и во всю Светлую Пасхальную неделю по церковному уставу не полагается совершать панихид и поминать усопших. Даже если кто-то умрет в этот период, а смерть на Пасху традиционно в церковном сознании считается признаком милости Божией, то отпевание такого человека совершается по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Для поминовения усопших Церковь назначает специальный день. Это поминовение совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба, и верующие посещают кладбище, чтобы помолиться за усопших, поделиться с ними своей пасхальной радостью. Основанием для этого поминовения служит воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, и разрешение церковного устава – совершать поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. Поэтому верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. И сам день пасхального поминовения именуется Радоницей.
Всему должно быть свое время: время для пасхальной радости, и время для тихого молитвенного поминовения усопших. Если кто-то не может, в связи с тем, что занят на работе или учебе, посетить во вторник на Радоницу могилки своих усопших, это можно сделать и в ближайшие дни после Радоницы. Собраться со своими сродниками, прийти в храм Божий, помолиться на Божественной литургии, на панихиде о упокоении своих усопших, потом поехать на кладбище, где прибрать могилку, зажечь свечу, поставив ее у креста, и помолиться. Вечно живая душа умершего испытывает большую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она, разлучившись с телом, уже не может творить добрых дел. Вот почему наша церковная, общественная и домашняя молитва за близких так важна и является долгом каждого православного христианина. Но совершаться все должно вовремя и согласно церковному уставу.
Последний путь души человеческой Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг К сожалению, за долгие годы безверия русские люди утратили христианское отношение к смерти, поэтому и сам обряд погребения "оброс" неимоверным множеством суеверий, искусственно созданных обычаев и обрядов. Что же на самом деле важно для души умершего? Как правильно похоронить близкого человека и что поставить на его могиле?
Что такое смерть? Автор: Протодиакон Андрей Кураев Одно из самых тягостных зрелищ на свете - поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку... И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны сделать для того, с кем только что простились. Молитва об ушедших - это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: "Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землей". И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: "Покойный был хорошим семьянином и общественным работником"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|