Автор: епископ Балашихинский Николай
В Русской Церкви празднование иконе Божией Матери «Знамение» совершается 27 ноября (10 декабря).
Новгород, XII в.
Предание связывает его установление с чудом, бывшим в 1170 г. от чтимой иконы «Знамения», находившейся в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде Великом: город был избавлен от неминуемого разорения объединенным войском владимиро-суздальских князей. В память чудесного события архиепископом Новгородским Иоанном тогда же было установлено церковное празднество, а в XV в. Пахомий Логофет составил службу, «Воспоминание о Знамении Матери Божией» и «Слово похвальное Знамению». Существует немалое число чтимых списков новгородского «Знамения» (первые появились уже в конце XII в.), в том числе написанная в середине XV в. икона «Чудо от иконы Богоматерь «Знамение», известная также как «Битва новгородцев с суздальцами».
Икона «Знамение». Список, XII в.
Иконографический тип «Знамения» Божией Матери известен с древности: изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками и с Христом Еммануилом находится в римских катакомбах конца IV в. (Усыпальница св. мч. Агнии). В основе иконографии лежит пророчество о воплощении Спасителя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14). «Знамением» стали называть на Руси иконы этого типа после чудесного события в Новгороде.
Сходные Византийские иконы известны под названием Никопея (VI в.), Влахернитисса (VIII в.), Платитера («Ширшая Небес», VIII в.). В знаменитой Федоровской Псалтири – византийской рукописи 1066 г. (Британский музей, Лондон) – есть изящные миниатюры, иллюстрирующие 67 и 91 псалмы и почти полностью соответствующие иконографии новгородского «Знамения». К этому ряду священных изображений относится также Ярославская Оранта, или Великая Панагия (XIII в.)
В нашей заметке приведены примеры различных икон Пресвятой Богородицы типа «Знамения» – как русских, так и находящихся в зарубежных собраниях.
Начнем наш обзор с упомянутой выше новгородской иконы «Знамения» из церкви Спаса на Ильине улице. В середине XIV в. Для прославленной иконы была построена каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы, а в XVII в. – большой каменный собор.
В 1999 г. чудотворный образ возвращен из Новгородского музея-заповедника Церкви и поставлен в соборе Святой Софии в Великом Новгороде на солее перед иконостасом, слева от царских врат в стеклянном киоте.
Икона (размер 59 х 52,7 см) – двухсторонняя, выносная. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы – ростовые фигуры великомучеников Георгия и Иакова Персянина и двух преподобных – Петра Афонского и Онуфрия. На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено двое святых – видимо, праведных Иоакима и Анны.
Икона неоднократно поновлялась, причем в XVI в., возможно, лично святителем архиепископом Новгородским Макарием (впоследствии – митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа сохранились лишь фрагменты; большая часть – поздние поновления.
Битва новгородцев с суздальцами, XV в.
Икона, получившая наименование «Битва Новгородцев с Суздальцами», написанная в Новгороде в XV в. для церкви блаженного Николая Кочнова, находится ныне в Новгородском государственном музее-заповеднике (НГОМЗ). На ней запечатлены три эпизода битвы, завершившейся победой новгородцев.
Один из ранних списков знаменитой чудотворной иконы был в конце XII – начале XIII вв. написан для Новгородского Зверина монастыря; икона хранится в Музее-квартире П.Д. Корина (филиал ГТГ).
Относящаяся к тому же времени икона Богоматери Влахернитиссы (именуемая также «Воплощение») находится в монастыре св. Екатерины на Синае.
Синай, XIII в.
В верхней части иконы изображены архангелы Михаил и Гавриил, совершающие каждение. Икона, по-видимому, была тщательно отреставрирована, о чем свидетельствует ее почти идеальное состояние.
Икона Богоматери, именуемая «Великая Панагия» (Оранта) первой трети XIII в., находящаяся ныне в Третьяковской галерее, происходит из Спасского монастыря в Ярославле, где она, возможно, служила запрестольным образом Преображенского собора.
Оранта, XIII в.
Богоматерь изображена в рост, Она стоит на красном подножии с воздетыми в молитве руками; на Ее груди – Христос Еммануил в овальном медальоне; руки Богомладенца повторяют движение Матери, но сложены в именословном благословении. В верхней части иконы в овальных медальонах изображены архангелы, держащие в руках зерцала с изображением креста.
Еще один пример Богоматери Влахернитиссы – икона XIV в. Платитера – «Ширшая Небес» – с предстоящими ангелами в апсиде церкви св. Димитрия в многострадальном Печском Патриаршем монастыре в Косово.
Обратим внимание на изображение Христа Еммануила: Он держит в левой руке свернутый свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Именно так Он изображен на нашей новгородской иконе Знамения.
Так же изображен Богомладенец и на иконе «Знамения» XVI в., хранящейся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Два варианта изображения Христа Еммануила на иконах «Знамения» встречаются и на русских, и на византийских иконах: благословляющий двумя руками Богомладенец изображен на круглой иконе Богоматери Пантанассы (Кипр, конец XV – начало XVI вв.) и на иконе начала XVI в. из Глушицко-Сосновецкого монастыря, хранящейся в Вологодском художественном музее-заповеднике.
Вологда, XVI в.
На двухсторонней иконе «Знамения» XVI в. из Архангельска, хранящейся в Государственном Эрмитаже, и на иконе того же времени из Троице-Сергиевой лавры Богомладенец изображен со свитком в левой руке и благословляющей десницей; такой тип изображения на иконах «Знамения» встречается чаще.
В начале XVII в. появляются иконы «Знамения» с клеймами – «со сказанием», где подробно показаны эпизоды Новгородского чуда. Это связано с распространением текстов новгородского «Сказания о битве новгородцев с суздальцами», известного по различным редакциям и многочисленным спискам XVI–XVII вв., а также «Воспоминания Знамения» и «Слова похвального Знамению» Пахомия Логофета.
Икона «Знамение» с 20 клеймами, XVII в.
Характерный пример – икона конца XVII в. из Государственного исторического музея. Богоматерь в среднике иконы окружена Небесными Силами и символами Евангелистов (это т. н. «московская редакция» Знамения); Богомладенец – Христос Еммануил изображен как на новгородском «Знамении», а по периметру расположены двадцать клейм следующего содержания:
1. Сражение новгородцев и суздальцев на Белоозере;
2. Князь Роман Мстиславич ведет войско на Новгород;
3. Моление архиепископа Иоанна перед образом Спаса;
4. Созыв собора и сообщение святителя о гласе, услышанном им во время молитвы;
5. Протодиакон с народом пытаются принести икону Богоматери на собор;
6. Возвращение протодиакона и народа без иконы, яко некая сила ее держит;
7. Святитель идет к иконе Богородицы и совершает молебен;
8. Икона сама подвигается в руки святителя;
9. Торжественное шествие с иконой Богоматери через Волхов;
10. Служба перед иконой Богоматери о спасении Новгорода;
11. Вознесение иконы на забрало града (въездную башню);
Обмен послами и начало битвы;
13. Битва новгородцев с суздальцами; стрелы суздальцев летят в икону;
14. Икона обратилась лицом на град. Святитель увидел слезы от иконы и прият их в фелонь свой;
15. Гнев Господень на сопротивных;
16. Поражение суздальцев;
17. Благодарственный молебен Богородице;
18. Созидание храма в честь иконы «Знамения»;
19. Перенесение иконы в новый храм;
20. Моление перед иконой. Считается, что эта икона написана работавшим в Москве костромским мастером.
Ново-Голутвин монастырь. Начало XVIII в.
Завершает наш обзор икона первой половины XVIII в. из Ново-Голутвина монастыря в Коломне, находящаяся ныне в Московском государственном музее–заповеднике «Коломенское».
Средник иконы – почти точный список с древней новгородской иконы Знамения, а клейма иллюстрируют текст «Сказания о битве новгородцев с суздальцами». Вот их содержание:
1. Жители Северной Двины обращаются к суздальскому князю Андрею Боголюбскому, а новгородцы решают направить свой отряд на Северную Двину за сбором дани;
2. Князь Андрей Боголюбский отправляет своих дружинников биться с новгородцами;
3. Князь Андрей Боголюбский посылает своего сына Мстислава возглавить поход против Новгорода;
4. Осада новгородского кремля суздальцами;
5. Строительство оборонительных сооружений вокруг Новгорода;
6. Новгородский архиепископ Иоанн во время молитвы слышит глас о том, чтобы икону Богоматери «Знамение» вынесли из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и выставили на стену города;
7. Архиепископ Иоанн созывает собор и рассказывает о ниспосланном ему предзнаменовании;
8. Архиепископ со всем собором приходит в церковь и молится перед иконой Богоматери;
9. Владыка Иоанн берет икону, с тем, чтобы вынести ее из храма;
10. Икону выставляют на городскую стену; осаждающие решают брать Новгород приступом;
11. Суздальцы пускают в икону стрелы яко дождь; обливаясь кровавыми слезами, икона отворачивается от осаждающих;
12. Владыка Иоанн снимает с себя облачение и собирает в него слезы Богоматери; суздальцы же начата друг друга сещи и на смерть предавати;
13. Битва под стенами города;
14. Новгородцы берут суздальцев в плен.
В последних двух клеймах, показывая битву под стенами города, художник изобразил победителя суздальцев – новгородского князя Романа, придав ему черты портретного сходства с Петром I и одев его в воинские доспехи Петровской эпохи.
Возможно, на возникновение подобного сюжета в начале XVIII в. повлиял один из эпизодов войны со шведами – строительство оборонительных сооружений вокруг Новгорода, а также та выдающаяся роль, которую сыграл Петр I в Северной войне 1700–1721 гг.
В православном сознании чудеса от икон Пресвятой Богородицы, бывшие в древности, вдохновляли на воинские подвиги и современников.
Из множества списков новгородского «Знамения» одной из самых известных стала чудотворная икона Божией Матери XVI в., именуемая Курской-Коренной.
Список использованной литературы:
1. 1000-летие русской художественной культуры: Каталог выставки. Под ред. А.В. Рындиной. М., 1988.
2. Вологодская икона. Сост. Рыбаков А.А. М., 1995.
3. Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. СПб., 2014.
4. Иконы Великого Новгорода XI – начало XVI веков. М., 2008.
5. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг, 1915.
6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
7. Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI–XIX веков. М.,1999.
8. Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995.
9. Byzantium: Faith and Power (1261–1557). N.–Y., 2004.
Источник: mepar.ru
Очевидцы Рождества Христова: о некоторых второстепенных персонажах в иконографии Рождества Христова
Автор: епископ Балашихинский Николай
Надо отметить, что такая подчеркнутая «отстраненность» праведного Иосифа от события Рождества не есть свидетельство его равнодушия или растерянности; это, скорее, знак непричастности его лично к тайне Боговоплощения — он не удручен происходящим, а созерцает непостижимую тайну рождения в мир Единородного Сына Божия.
Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|