Автор: епископ Балашихинский Николай
Предание свидетельствует, что первый образ Матери Божией, получивший название Одигитрия, был написан апостолом Лукой. В середине V в. икона была привезена в Константинополь и находилась во Влахернском храме.
Вероятно, сама икона (или её чтимый список) какое-то время была в монастыре Одигон (Οδηγός – путеводитель), отчего и происходит её вошедшее в историю наименование Путеводительницы. Древний образ погиб при взятии Константинополя турками в 1453 г. – османские завоеватели разрубили на части украшенный драгоценными камнями золотой оклад вместе с иконой.
Бытование Одигитрии на Руси начинается в середине XI в., когда византийский император Константин IX Мономах дал икону в благословение своей дочери – царевне Анне, ставшей женой князя Всеволода Ярославича. Их сын, князь Владимир Мономах, в 1095 г. перенес икону в Смоленск, и с этого времени она получила на Руси наименование Одигитрии Смоленской и стала одной из самых почитаемых чудотворных икон.
В нашей заметке приводятся примеры списков древней Одигитрии, созданных в то время, когда почитание Путеводительницы на Руси широко распространилось и были написаны ее чтимые копии. К началу XIII в. икона Путеводительницы Одигитрии стала одной из самых известных и почитаемых на Руси.
ГТГ. Вторая половина XIII в.
Начнем наш обзор с иконы Одигитрии второй половины XIII в., находящейся в собрании Третьяковской галереи. В ГТГ икона поступила из собрания С.П.Рябушинского; написана она, видимо, в Ростове. Представляет интерес находящаяся на полях иконы надпись – молитвенное воззвание к Пресвятой Богородице: «О Пресвятая Госпоже Дево Владычице, Девственная Похвало, Цвете прекрасный, благоуханное Кадило, рождшая пресветлое Cолнце – Христа Бога нашего! Тобою бо, Госпоже, невидимый Сын Твой видим трижды нам. Молитву Ти приносим, недостойнии раби Твои; припадаем к пресвятей Твоей иконе: о Всемилостива еси Царице Богородице, спаси и помилуй благовернаго князя нашего (имя реки), архиепископа нашего (имя реки) и весь чин священний, и вся хрестияны Ризою Твоею честною. Защиту молю воплощшагося без семене из Тебе Христа Бога нашего; препояши ны силою Своею свыше на вся видимыя и невидимыя враги наша. О Всемилостивая Богородице Владычица,воздвигни ны из глубины греховныя, избави ны от усобныя рати, от мирския печали, от нашествия поганых, от нападения вражия, от напрасныя смерти. От всякого зла избави рабы Своя, подая же мир и здравие рабом Своим, просвети ум и очи сердечнии, яже ко спасению. Сподоби грешныя рабы Своя в день судный стати одесную Cына Твоего, яко держава Христа Бога нашего со Отцем и со Пресвятым Благим Житворящим Духом ныне и присно и во веки. Аминь».
Византийский музей в Афинах, XIII в.
Приведем для сравнения две византийских иконы того же времени: одна из них, такого же точно размера, находится в Музее византийского и христианского искусства в Афинах, а вторая – на ней Богородица изображена в рост – в монастыре Ватопед на Афоне. В художественном отношении эти иконы представляются более совершенными, но вспомним, что в XIII в. Ростовское княжество неоднократно разоряла Орда и сохранение в нем иконописной школы заслуживает глубокого уважения.
Псков, XIII в.
К концу XIII в. относится еще одна икона Одигитрии из собрания ГТГ – Псковская; она находилась в церкви «Николы от Кожи» XIX в., стоявшей на месте древнего несохранившегося монастыря (в безбожное лихолетье сломали и саму церковь «Николы от Кожи»).
Благоговейное почитание имели в отношении Одигитрии монашествующие. Приведем несколько примеров.
Ливан, XIII в.
Икона Богоматери Одигитрии XIII в. из пещерного монастыря Успения Богородицы в Кафтуне – небольшой деревни на севере Ливана – это главная и древнейшая святыня обители; она в хорошей сохранности. В верхней части иконы два небольших круглых медальона с изображением ангелов. Икона обрамлена лепной рамкой, выполненной в технике пастильи (гипс, покрытый позолотой).
Афон, Хиландар, XIII в.
Еще один монастырский образ начала XIII в. – мозаичная икона из Афонского монастыря Хиландар, расположенного неподалеку от Ватопеда. А Ватопедская икона Одигитрии, написанная столетием позднее, в начале XIV в., помещена в серебряный оклад с фрагментами позолоты и рельефными изображениями: Благовещения, Богоявления, Сретения, Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, Воскрешения праведного Лазаря, Распятия Господня с предстоящими, Воскресения Христова – Сошествия во ад, Преображения Господня и Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа. Два изображения, находившиеся в нижнем регистре оклада, утрачены; не сохранились и изображения ангелов в медальонах.
Афон, Ватопед, XIV в.
В период монгольского нашествия Одигитрия стала для русских людей верной спутницей на их скорбном пути – в том числе, и на пути в неволю. Икона Одигитрии XIII в. из Рязанского кремля (ныне историко-архитектурный музей-заповедник), по-видимому, была принесена с Афона в самый тяжелый период истории Рязанского княжества, ставшего первой жертвой нашествия монголов на Русь. В 1237 г. хан Батый разорил город и поголовно истребил жителей; был ранен и на долгие пятнадцать лет уведен в ордынский плен князь Олег Красный. Но икона чудом уцелела; перед нею плакал рязанский князь Юрий, узнав о гибели своего сына Феодора. Столица княжества была перенесена в Переславль-Рязанский, а икона нашла свое место в Рязанском кремле. Икону выносили на крестные ходы: на её нижнем поле сделана прямоугольная деревянная вставка, к которой крепятся две металлические петли с кольцами на обороте.
Рязань, XIII в.
Предание связывает появление чудотворной иконы Одигитрии с именем епископа Муромского и Рязанского Евфросина Святогорца (который совершил монашеский постриг благоверных князей Петра и Февронии незадолго до их кончины). Композиция Рязанской Путеводительницы, имеющей, как говорилось выше, афонское происхождение, напоминает еще одну икону Одигитрии, в нашей подборке – самую древнюю, IX в. Она находится в Афинском византийском музее.
Византийский музей, IX в.
Завершим наш обзор самой поздней по времени написания иконой – чудотворной Одигитрией середины XV в. из Троице-Сергиевой лавры (сейчас она в собрании ГТГ). Небольшая, 38 х 28 см, икона находится в серебряном басменном окладе; нимбы Богородицы и Младенца Христа украшены драгоценными камнями и жемчугом. В верхнем регистре иконы изображена Троица Ветхозаветная, причем рисунок ангелов повторяет Троицу преподобного Андрея Рублева – нет сомнения, что иконописец Одигитрии руководствовался творением преподобного Андрея. По углам верхнего регистра – ангелы, помещаемые обычно в медальонах. На боковых полях иконы – изображения преподобных Сергия Радонежского, Евфимия Суздальского, Димитрия Вологодского (Прилуцкого), Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Павла Обнорского.
Троице-Сергиева лавра, XV в.
Икона Богородицы Одигитрии из Троице-Сергиевой лавры – яркое свидетельство тому, что именно Путеводительница была излюбленной иконой наших преподобных отцов. Пречистая Дева не только указывала им путь ко спасению, но в буквальном смысле сопровождала их в странствиях, плодом которых стали новые монашеские обители на просторах великой Руси.
Список использованной литературы
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Государственная Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
2. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
3. Смирнова Э.С. Иконы Северо-Восточной Руси. М., 2004.
4. Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси (XIII в.) // Татаро-монголы в Азии и Европе. 2-е изд. М., 1977.
5. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.
Источник: mepar.ru
Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед поклоняющимися волхвами".
Иконы Божией Матери
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|