Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Ни для кого не секрет, что супружеская любовь - это еще и плотские, интимные отношения. Удобно ли говорить об этом?
И удобно, и нужно. Тема, хотя и деликатная, но важная. Говорить об этом с молодыми людьми мы непременно должны, хотя, конечно, очень осторожно и целомудренно.
Во-первых, не стоит противопоставлять отношения плотские душевным. Человек - существо духовно-телесное. Дух, душа и тело не должны быть врагами друг другу, хотя вследствие нашей греховности такое часто встречается. Однако, повторю, врагами они быть не должны, а напротив - низшее (плоть) должно служить высшему (духу). В православной среде действительно можно встретить отношение к интимной супружеской жизни как к чему-то позорному, низменному. Некоторые видят в этой стороне супружеской жизни уступку человеческой немощи и даже предлагают выносить иконы из супружеской опочивальни. Но такое понимание не согласно с учением Церкви. Церковь, благословляя жениха и невесту на брак, в Таинстве венчания молится о "единомыслии душ и телес" будущих супругов и о том, чтобы брак был честен и "ложе непорочно". Зачем же видеть порок в том, что сама Святая Церковь призвала быть непорочным!
Существует мнение, что интимные супружеские отношения оправданы и непорочны только в том случае, если целью их является деторождение. Так ли это?
Действительно, рождение в мир нового человека - самый прекрасный плод, который может принести любовь между мужем и женой. Однако сведение супружеских отношений только к этой задаче, думается, было бы несправедливым. Если быть до конца честным, то вспомним, что именно так происходит у животных. Они влекутся друг к другу именно инстинктом продолжения рода. У нас же, людей, влечение друг к другу обусловлено чем-то гораздо более возвышенным, чем животные инстинкты. Лучше даже сказать не "чем-то", а все той же любовью, о которой мы с вами все время говорим. Трагедия заключается в том, что любая сфера деятельности человека может быть и чистой, и нечистой. Говорят же: у чистого - все чисто, у грязного - все грязно. Я бы даже сказал наоборот: именно в отношениях между мужчиной и женщиной в человеке может проявляться и самое грязное и отвратительное, и самое прекрасное и возвышенное.
Более того, хотя, вероятно, кого-то мои слова могут смутить, но я убежден, что именно в интимных отношениях, как ни в чем другом, человек способен проявить себя особенно прекрасно, если в их основе заложена любовь. Ведь ни для кого не секрет, что физиологические отношения между мужчиной и женщиной могут быть или удовлетворением похоти, или проявлением любви.
В первом случае - это действительно низко, отвратительно, греховно. И как-то с этим нужно бороться, а бороться очень трудно, потому что ни в чем так сильно порочность человека не проявляет себя, как именно в похоти, которая живет в каждом человеке. Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба.
С другой стороны, когда людей влечет друг к другу любовь, когда каждый видит в другом не средство удовлетворения своих физиологических потребностей, а желает полного единения и радости общения, то в этом нет ничего греховного.
Более того, когда мы говорили с вами о любви человека к человеку как об образе взаимоотношений человека с Богом, то, хоть это и покажется кому-то недопустимо дерзким, даже самые интимные отношения между любящими людьми есть тоже образ любви между человеком и Богом.
Если бы это было только мое мнение, я бы, наверное, не осмелился его высказать. Смелости же мне придает само Слово Божие, одна из самых удивительных Книг Библии - Песнь Песней Соломона. Людей, склонных к излишней строгости, она может даже удивить, им может показаться не совсем понятным, как эта Книга попала в Священное Писание. С одной стороны, она действительно изображает любовь между юношей и девушкой, причем с такой откровенностью, которая у ханжески настроенных людей, пожалуй, вызовет протест.
С другой стороны, издревле существует традиция понимать эту Книгу так, как ее понимали многие святые отцы, как толкует ее вселенский учитель Церкви Григорий Богослов. В их понимании любовь юноши и девушки является образом любви Бога к Церкви, к человеческой душе и ответной любви человека к Богу. Как возвышенно, как поэтично, как смело воспевается такая любовь в Библии, в Книге Песни Песней!
"Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви".
"Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные..."
"Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее".
Из книги протоиерея Игоря Гагарина "Любить, а не искать любви"
Фото: Александра Дудина
День семьи, любви и верности
Брак как Божие установление
Что человек ищет в браке?
Любить, а не искать любви. Беседы о семье и браке Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|