Автор: епископ Балашихинский Николай
Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда…
Паремия святителю 3-я
Задача нашей заметки - показать, как первосвятительское служение Митрополитов Московских и всея Руси в своем многообразии и разносторонности отражалось в памятниках иконографии и гимнографии. Вынесенные в эпиграф слова Премудрого Соломона звучат на великой вечерне в дни праздников святителей - в третьей паремии. В переводе на русский язык (Со смертью человека нечестивого исчезает надежда - Притч. 11:7) звучание этого текста не столь выразительно, и его трудно увязать со служением святительским. Между тем каждый из Первосвятителей Московских, начиная с Митрополитов Петра и Алексия, не только был пастырь добрый, который полагает душу свою за овец (Ин. 10:11), но и являл миру новые, самые востребованные современниками грани своего архипастырского служения. Агиографические и литургические тексты, а главное, памятники иконописи, доносят до нас то, что Церковь особенно ценила в святительском служении Московских Митрополитов, а затем и Патриархов.
Семь столетий назад, в 1309 г., Митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес Первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир. Пророческие слова святителя Петра о грядущем возвышении будущего стольного града - Москвы, а затем и перенесение в Москву Митрополичьего престола не только открыли новую страницу нашей церковной и государственной истории - они имели судьбоносное значение для всей мировой истории. Столица великой державы, центр православного мира, наша первопрестольная столица, можно сказать, не состоялась бы без первосвятительского благословения. Время Митрополита Петра - время монголо-татарского ига и княжеских междоусобиц. Святитель ездил в Орду умилостивлять грозного хана, примирял враждовавших князей, предотвращал братоубийственные распри. Многое из его трудов приходилось повторять его преемникам - вплоть до новейшего времени. "Милостивому Христову угоднику, незлобивому и кроткому, вси тебе любовию зовем… разреши междоусобную страстей наших брань, разруши злочестивыя агарян коварствия…" (Служба свт. Петру 21 декабря: седален по второй кафизме). Однако далеко не все стороны деятельности святителя, известные из его жития, нашли отражение в богослужебных текстах. Кроме текста жития, яркую характеристику святительских трудов можно найти в его житийных иконах.
Надо отметить, что и служба Собора святителей Московских (5 октября) содержит крайне мало информации биографического плана, характеризующей особенности святительского служения Первосвятителя Петра (и других святителей Московских). Эти "пробелы" в известной степени восполняются акафистами, но, поскольку акафистное пение святым не входит в богослужебный круг, самым доступным источником назидательной информации о служении угодника Божия остаются житийные иконы.
Одно из древнейших изображений Митрополита Петра - икона начала XVI в. "Святитель Петр с житием", написанная Дионисием и находящаяся в Успенском соборе Московского Кремля - содержит клейма, наглядно иллюстрирующие важнейшие моменты жития святого, который в службе Собора святителей Московских именуется "Домом духовным, поспешением благодати явившимся" (стихира на стиховне). Эти же моменты описываются и в акафисте святителю. Приведем несколько примеров.
Будущему святителю учение давалось трудно, он был "косным в учении книжнем", и родители его "о сем тужаху". Родительская и отроческая молитва не была напрасной: явившийся ему в сонном видении "муж светел, в святительские ризы облеченный" коснулся рукой его уст, и его благословением отрок избавился от косности и преисполнился разумения книжного.
Другое клеймо иллюстрирует начало иноческого пути Петра: он получает благословение Киевского Митрополита Максима на монашеские подвиги "в месте безмолвнем на реке Рате". Интересно клеймо, рассказывающее о плавании Петра - игумена Ратского в Константинополь на поставление в митрополиты. Соперник - игумен Геронтий, присвоивший не только митрополичий жезл, ризы, но и икону Пресвятой Богородицы, написанную игуменом Петром. Сама Пречистая Дева вразумила честолюбивого Геронтия: явившись ему в видении, сказала ему о том, что усилия его напрасны, и сана святительского ему не получить. Вот надпись на клейме иконы: "Петрову же кораблю скоро пришедшу к стенам Царьграда; Геронтию же в печали сущу, и в нощи явися ему Пресвятая Богородица, глаголюща ему сице: Всуе труждаешися…" Все мудрование, вся хитрость Геронтия были посрамлены чудесным вмешательством Пречистой Девы. Вразумленный Ею Геронтий, попав в Константинополь, открыл патриарху Афанасию полученное свыше откровение. Патриарх Афанасий передал Петру привезенные Геронтием знаки святительского достоинства и саму икону Пресвятой Богородицы со словами: "Прими святый образ Богородичный, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица".
Далее следует сюжет поставления избранного игумена Ратского Петра в Митрополита Киевского и всея Руси: Патриарх Афанасий возглашает над склоненной головой облаченного в полиставрий и омофор Петра молитву: "Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и яко добру невесту сохрани ю…"
Ряд сюжетов связан с первосвятительским служением Митрополита Петра, избравшего "ново место престолу святительскому - во граде Москве". Святитель изображен в строящемся храме - в "церкви каменной во имя Успения Пресвятыя Богородицы". Он своими руками готовит место своего погребения: "Своима рукама гроб каменный устроил, и выну поминал о исходе своем, к немуже приуготовлялся молитвами непрестанными…"
В числе постоянных первосвятительских забот Митрополита Петра, наряду с устроением церковным, были и заботы государственные. Пророческие слова о будущем возвышении Москвы и освобождении от монголо-татарского ига он возглашал как власть имеющий (Мф. 7:29). Угроза спокойствию Руси исходила не только от иноверцев; горячие молитвы возносил святитель и использовал всю силу своего убеждения, чтобы погасить княжеские споры и междоусобицы. В тяжкие годы ордынского ига, когда благосостояние страны было истощено непосильной данью, святитель и сам "милостив быв убогим", призывал к действенному милосердию свое "словесное стадо".
Икона святителя Петра "с житием", написанная Дионисием для Успенского собора Московского Кремля, имела парную, также работы Дионисия - святителя Алексия, Митрополита Московского. Как и первая, икона святителя Алексия написана "с житием", т.?е. с клеймами, иллюстрирующими наиболее важные эпизоды жития святого.
В службе святителю Алексию можно найти больше, по сравнению с последованием святителю Петру, конкретных примеров, подробно раскрывающих его житие и святительское служение. В стихирах святителю говорится не об исцелениях и чудотворениях вообще, но о совершенно конкретных случаях благодатной помощи - например, когда святитель "сонным явлением расслабленного здрава сотворил, руце и нозе укрепив, обидящему глаголя: аще вскоре не отдаси сокровища искренняго, не имаши со одра встати. Он же вскоре, с покаянием и со слезами к честней твоей рацее пришед, исцеление получи" (стихира на малой вечерни).
Столь же конкретно и подробно в службе святителю описание чуда исцеления Тайдуллы - ослепшей жены хана Джанибека: святитель, "слыша прошение царя беззаконна: да ми сего послеши, да умолит своего Бога и исцелит мою царицу, и отженет беса, и очи просветит" (стихира на литии), дерзновенно совершает чудо Божие. В житийных клеймах иконы святителя также приведены случаи чудотворений святителя Алексия.
Иконография святителя Алексия разнообразна, в ней выделяется несколько изводов. Самые ранние, известные уже через несколько лет после преставления иконы святителя - в Деисусе. Здесь известны два варианта: с воздетыми в молении руками (как на иконе Спаса Нерукотворного из Государственного исторического музея) или с Евангелием в руках - как на иконе конца XVI в. из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.
Житийная икона святителя Алексия из Успенского собора Московского Кремля, написанная Дионисием, ныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Здесь всего 19 клейм, сюжеты которых соответствуют Житию святителя, написанному в середине XV в. Пахомием Логофетом. В позднейших иконах святителя Алексия количество клейм достигает 72.
Какие же поучительные моменты отмечаются в житии и изображаются на иконах святителя?
Сын Черниговских бояр, будущий великий святитель, родился уже после того, как родители его, Феодор Бяконт и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву. Восприемником при крещении Елевферия (будущего святителя Алексия) стал князь Иоанн Данилович Калита. Первый чудесный эпизод жития и житийных икон - вразумление Божие юному Елевферию, любившему ловить птичек: "Что трудишеся напрасно? - Ты будеши ловцом человеков".
Принятие монашеского пострига и предвозвещение имени Алексий в постриге; пребывание в Московском Богоявленском монастыре; путешествие в Константинополь и благословение на кафедру Первосвятителей Московских; сильная буря на обратном пути из Константинополя и данный святителем обет построить храм в честь святого, празднуемого в день избавления; серия изображений, связанных с чудесным исцелением Тайдулы; строительство Чудова монастыря в Кремле; новая поездка в Орду; беседа со свирепым ханом, уничтожившим 12 своих братьев; духовное наставничество над малолетним князем Димитрием - будущим великим князем Димитрием Донским. В этом перечне эпизодов жития - сюжетов житийной иконы - предстает пред взором молящихся не просто святитель, но великий государственный муж, собиратель Русской земли.
Мудрые действия святителя Алексия помогли получить у ордынского хана ярлык на великое княжение для малолетнего князя Димитрия. Именно святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем и помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Человек великой веры, святитель сплотил вокруг себя, вдохновил патриотически настроенных князей. Большинство русских княжеств были именно его трудами и молитвами объединены вокруг Москвы, и это объединение предвосхитило победу на поле Куликовом.
"Божественного и пречестного святителя Христова… любовию да ублажим, яко пастыря великого, служителя и учителя земли Российской", - воспевает Церковь (кондак).
В своей многообразной святительской деятельности Митрополит Алексий имел попечение о многих сторонах жизни своей всероссийской паствы. Это и духовное просвещение - строительство и восстановление монашеских обителей. Это и та сторона его пастырства, которую сегодня мы назвали бы социальным служением. Это и научная деятельность: сличение и исправление славянского перевода книг Нового завета с греческим подлинником.
В конце своего жизненного пути святитель мечтал видеть своим преемником на Митрополичьем престоле преподобного Сергия, с которым его связывала давняя дружба. Преподобный смиренно уклонился от этой чести, и святитель Алексий не стал настаивать, провидя в преподобном великого игумена Русской земли.
На иконах святителя Алексия Московского вся его многогранная деятельность показана с необходимой полнотой - необходимой для того, чтобы каждый молящийся пред этими иконами видел в святителе того угодника Божия, который придет на помощь, исцелит, вразумит, наставит и каждого нуждающегося в этой помощи, и всю свою паству, и Отечество свое.
Через полвека после блаженной кончины честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, а позднее были положены в Чудовом монастыре в специально построенном храме в честь святителя Алексия (1485 г.).
Первосвятительское служение митрополитов Московских и всея Руси Петра и Алексия было высоким образцом для служения последующих Предстоятелей Церкви Русской. Зримый образ этого служения открывается в святых иконах Первосвятителей Московских.
В заключение вернемся вновь к эпиграфу нашей статьи. Для Первосвятителей Московских завершение их земной жизни было исполнено духовной радости и нелицемерной надежды на встречу с Господом. Исполненное многих скорбей свое земное поприще они проходили с великим терпением, стяжали опыт и мудрость, которые помогают при любых самых сложных жизненных обстоятельствах, утверждаясь и утверждая паству свою в надежде, которая, по слову апостольскому, не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5). Этой надеждой вдохновляется всероссийская паства и в новейший период истории.
Источник: www.mepar.ru
Стихотворный диалог святителя Филарета и А. С. Пушкина Автор: Наталья Маценова Стихотворение Пушкина появилось в печати лишь через полтора года после написания, в конце 1829 г. в "Северных цветах". И на это стихотворение последовал отклик, и не кого-нибудь, а фактически - главы Русской Православной Церкви, митрополита Московского Филарета (Дроздова).
Святитель Московский Петр, всея России чудотворец Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Учился будущий митрополит прилежно, но все равно не имел успехов в учении. По преданию, он горячо молился, и вот однажды увидел во сне какого-то святителя, который коснулся рукой его языка и благословил. С этого времени мальчик стал одним из самых способных учеников
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|