Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
Мф.4:18–23
Чудесный улов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия). IV в.
Мы сегодня слышали отрывок из Евангелия о призвании апостолов на служение. Это настолько важное событие, что оно описано всеми четырьмя евангелистами. Сын Божий принял Крещение от Иоанна, и тот указал на Него как на Мессию, сказав: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).
После прохождения искушений в пустыне Христос начинает Своё служение. Учеников у Господа в то время было уже немало, и первые апостолы также были среди них. После знакомства со Христом его ученики продолжали жить обычной жизнью, занимаясь своим трудом. Они убедились, что Тот, Кто пришел, – и есть Мессия: ожидаемый всеми Спаситель. Тем не менее они ещё недостаточно Его понимали.
И вот Христос вновь пришёл на берег Галилейского моря и нашёл Своих учеников – Симона-Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. Спаситель пришёл в тот момент, когда они, уставшие после ночной работы, мыли и приводили в порядок сети. Евангелист Иоанн упоминает здесь о событии, предшествующем их призванию. Другие евангелисты опускают его как не самое важное, однако для апостолов оно было очень значимым.
Ночной лов рыбы в тот раз был неудачным. Но Иисус Христос повелел рыбакам вновь закинуть сети. Он не был рыбаком и мог, как думали эти труженики, не знать, что сети, которыми они ловили ночью на мелководье, непригодны для ловли на глубине днём. Пётр деликатно об этом напомнил Спасителю. Но поскольку будущий апостол уже поверил Христу, поверил в то, что Он пришёл открыть Царство Божие людям, то выполнил Его волю, несмотря на то, что внутренне не был с Ним согласен. А когда рыбаки вытянули сети, они увидели улов, которого никогда в жизни раньше не видели!
Тогда эти ученики уже не теоретически поняли, что Он Мессия, а реально, так как увидели силу слов Христовых в своих делах. Затем Христос сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19), – и они поняли, что Господь вот-вот откроет Своё Царство, а их задачей является вводить туда людей. То есть Спаситель фактически призывает их оставить дом, родных, привычный уклад жизни, но это не значит, что Господь не позаботится об их родственниках. Иаков и Иоанн были людьми не бедными, трудолюбивыми; их отец мог жить и без этих сыновей, ни в чём не испытывая нужды. Господь никогда не оставит Своих друзей в безвыходной ситуации.
И поскольку Пётр и Андрей, а потом Иаков и Иоанн уже на деле убедились, что Иисус Христос есть Посланник Божий и Его слова имеют огромную силу, они послушались Христа. Мы, современные христиане, подчас этого не делаем, Евангелие иные неделями не читают; первые же ученики тотчас, услышав слова Христовы, последовали за Ним, совершенно не зная, куда им нужно будет идти и чем заниматься.
Мы тоже, когда слышим слова Христа в Евангелии, часто не понимаем, куда нас зовёт Христос, как Он нас хочет по жизни вести, но Он – Бог – знает! И если мы Ему в жизни доверяем, по Евангелию пытаемся жить, то Он нас ведёт оптимальным путём, самым верным и самым правильным, который Он продумал для нас. Но мы сами вправе решать, как строить свою жизнь, а потому можем пойти иным путём – не тем, который нам предлагает Христос. Однако такая дорога может увести нас в другую сторону, примерно как если бы мы поехали из Клина в Питер через Владивосток. Жизненный путь, который предлагает нам Иисус Христос, оптимален для нас.
Я сделаю вас ловцами человеков, – эти слова Господа указывают на ситуацию, связанную с утопающими, но в данном случае речь идет не просто о водоёме, а о море греха, в котором люди гибнут духовно, становятся несчастными сами и делают несчастными других. Тех, кто спасает утопающих, мы обычно называем спасателями, и Христос призывает будущих апостолов помогать Ему в Его служении – спасении людей. И будущие апостолы это служение приняли.
Когда Бог доверяет человеку какое-то важное служение, Он учитывает его способности, возможности и опыт. А значит, Христос увидел у простых рыбаков те качества и способности, которые они смогут перенести в духовную сферу и которые помогут им в спасении других людей. Раньше ученики Христовы добывали пищу, позволяющую питать тела людей для земной жизни. Теперь апостолам предстоит нести людям пищу, дающую жизнь вечную. И тогда те, кто примут Евангелие Христово, смогут обновлять свои души, улучшать отношения с близкими, обретать мир в своих сердцах и вокруг себя. Таким образом задача проповедников Евангелия – выводить из-под власти греха и смерти всех уверовавших во Христа.
И вот, братья Пётр и Андрей поняли, к чему призывает их Христос, и тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Христос призывает других братьев – Иакова и Иоанна, и они также, оставив лодку и отца своего, пошли за Ним (см. Мф. 4:20–22), потому что поняли, какое важное значение имеет дело спасения людей. На земле ведь нет ничего дороже человека с его бессмертной душой, являющегося образом Божьим и призванным стать Его подобием.
Христос ходил по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4:23). Он учил тому закону жизни, который является основным в Небесном Царстве, – закону Божественной любви. Слово "закон" здесь не совсем подходит, и если сказать точнее, Спаситель учил построению той живой связи с Богом, которая дает человеку силы преодолевать грех и зло, а в итоге – и саму смерть.
Чему же учились апостолы у Христа? Возвещать Евангелие – живое слово Божие, спасительное для нас, учились исцелять всякую болезнь и немощь в людях. Болезни ведь у нас не только телесные, есть и болезни души, и нервные, и психические, и духовные. А когда душа больна грехом – как от этого страдают люди! Когда в нас побеждает зло, то рушатся семьи, люди идут на самоубийства, пьянствуют, употребляют наркотики, занимаются развратом. Через некоторое время апостолы сами уже смогут помогать людям, а Христос всегда будет содействовать им в этом служении.
Быть апостолом – это значит нести жизнь Христову, Евангелие Христово в мир – людям, тонущим в море греха. Апостолы давно умерли, но разве дело Христово закончилось? Нет, нести людям дело Христово продолжает Церковь: она создана апостолами и сама является апостольской. Как говорится в Символе Веры, "верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь".
Церковь должна нести в этот мир любовь и силу Христову. Но проблема в том, что духовно ленивые люди иногда считают, что священники и архиереи всё за них сделают, а они могут прийти в храм, помолиться, свечку поставить, попросить, о чём нужно, Бога и пойти домой заниматься своими личными делами.
Встаёт вопрос: "Если для вас дело Христово чужое, родные ли вы Ему?" Это не значит, что каждый должен проповедовать Христа и учить других, не все к этому способны, а вот проповедовать своей богоугодной жизнью, трудом и добрым отношением к людям призван каждый христианин.
Приведу пример. Я служу в этом храме с 1987 года, и все прихожане, которые были тогда, давно умерли, а многие из тех, кто сейчас находится в храме, в те годы были далеки от Церкви. Но время идёт, сейчас в городе семь храмов, и они полны верующими. Как-то ведь эти люди в храм пришли? Значит, кто-то им пример показал или посоветовал, подсказал, что нужно делать, когда они пытались найти истину. А может, кто-то пришёл к вере в трудной ситуации, в скорби или болезни.
Я помню, у нас была прихожанка – простая бабушка, про которую говорили, что она привела к вере пятнадцать человек! Подобно тому как медики и спасатели помогают людям, призвание Церкви – спасать людей от греха. Многие говорят: "В церкви – тоже грешные люди", – ну а разве медики, которые нас лечат, все здоровы?
Мы все больны грехом, но Церковь – это духовная лечебница, в которой Господь лечит наши души. И есть люди, которые не верят Христу, не верят Богу, в эту лечебницу не идут, на путь исцеления не становятся, хотя и больны тяжёлой смертельной болезнью. Неверующие люди могут быть по своим качествам лучше нас, добрее и сильнее. Но мы осознаём, что духовно больны и слушаем нашего Врача, а значит, находимся на пути к выздоровлению. Конечно, мы не доросли до Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других святых, но мы выздоравливающие больные. А если человек делает то, что нужно для духовного выздоровления, то он обязательно в итоге выздоровеет. И даже если в земной жизни мы этого не увидим, его выздоровление завершится в жизни вечной. Не лечащий свою душу в духовной лечебнице – Церкви – не имеет шансов духовно выздороветь и освободиться от власти греха и смерти.
Мы люди немощные, но мы почувствовали силу, освящающую наши души, и этим опытом можем поделиться с другими, чтобы они тоже пришли ко Христу и учились этой Божественной силой укрепляться и жить со Христом, и оживать.
После празднования тысячелетия Руси, в 1988 году, по телевизору показывали фильм "Храм", и врезался в память эпизод, где в монастыре в Печорах журналист беседует с одной молодой женщиной и спрашивает: "Вот, вы стали верующей, что, вы теперь счастливы?" И она отвечает: "Нет, я не то чтобы счастлива, но раньше я существовала, а теперь я живу" Проблемы в её жизни, конечно, никуда не делись, но она ощутила присутствие в себе Небесной радости, когда душа согревается Божественной любовью и силой, в этой любви оживает и начинает полноценно жить.
Когда радость Небесного Царства входит в нашу жизнь, побеждаются немощи духовные, грехи, и человек чувствует полноту жизни, находит удовлетворение не в поедании пищи, не в утолении инстинктов, а в радости духовной. Вот для того и пришли апостолы, для того и пришёл Христос. И мы должны учиться жить по Евангелию, чтобы и самим эту вечную жизнь обрести и другим помочь её найти! Аминь.
Путь к красоте
Как православному христианину провести Петров пост? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|