Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю мясопустную, о Страшнем суде.
Сегодня мы читаем притчу Христову, которая в понятных образах открывает, каков будет итог нашей земной жизни. Человек – особое существо, он сотворен по образу Божьему и призван достичь богоподобия, таков замысел Творца о своем любимом творении. Человек обладает не только телом, но и бессмертной душой, и её жизнь с нашим последним вздохом отнюдь не кончается.
Часто люди приходят и спрашивают: «Что нужно сделать, чтобы Бог был ко мне милостив?» или «Какая молитва самая действенная и сильная?», – как будто молитвы – это снаряды, имеющие разную мощность. Такие люди абсолютно не понимают сути молитвы и служения Богу, путая их с какими-то оккультными действиями.
Если мы разговариваем с близким человеком, он услышит и поймет нас в любом случае, независимо от формулировки. Так и с Богом: во время молитвы мы открываем Ему душу, высказываем свои просьбы. Конечно, мы пользуемся и молитвословами, но ведь в них содержатся те тексты, которые родились в сердцах святых людей, поэтому, конечно же, мы используем их опыт, который был серьезным и глубоким. Но это не исключает того, что мы и своими словами можем обращаться к Богу.
Вопрос не в том, что и в каком количестве прочитать, сколько раз в месяц причаститься – дело не в количестве. Все это важно, но это средства достижения цели, это лекарства, которыми мы должны лечить душу и тело от греховной искаженности. Но к каждому лекарству обычно прилагается подробная обширная инструкция, в которой указаны в том числе и противопоказания.
Пока человек не живет с Богом, нет шансов, что он сможет исцелить свою душу. Но духовными лекарствами тоже надо пользоваться разумно: и молитва, и покаяние, и Причастие, и наши добрые дела должны живительно воздействовать на нашу душу, делать ее светлее, наполнять любовью к Богу и к людям.
В притче о Страшном Суде сказано, что все люди предстанут перед Христом в разном виде – и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25:32–33). В земной жизни каждый призван научиться любить – не себя самого, а Бога и Его образы – других людей. На это Господь и будет смотреть, отделяя овец от козлищ. В отличие от животных, человек может и должен становиться другим, лечить свою душу, духовно выздоравливать.
Правая и левая сторона – символика, хорошо понятная современникам Христа. Справа царь сажал тех, кто был ему наиболее близок, кому он доверял наиболее важные дела, наделял серьезными полномочиями. Слева располагались те, кто в его глазах имел гораздо меньшее значение.
В притче говорится, что к праведникам, которые окажутся по правую сторону, Господь обращается так: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. И далее Он поясняет, почему: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Праведники останутся в недоумении от этих слов, ведь они никогда в своей жизни Господа не встречали. Но Он поступает подобно матери, которая воспринимает все хорошее и плохое, сделанное ее ребенку, как добро или зло, сделанное ей самой. И поэтому Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
А те, что стоят слева, как не исполнявшие в своей жизни заповедь о любви к ближним, услышат от Господа прямо противоположное: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (см. Мф.25:34–45).
Проклятые – значит отделенные от Бога как Источника жизни. Кто же нас от Него может отлучить? Только мы сами!
Не сделать чего-то хорошего – это тоже грех. Когда человек говорит на исповеди: «Я сижу дома и ничего плохого никому не делаю…», – он не понимает, что и хорошего он ничего не делает тоже! Такие люди действительно Христа не видели, потому что смотрели только на себя любимых и замечали только свои проблемы.
Один священник сказал как-то про людей, которые ставят в центр жизни себя: «Они подобны красивой завитой древесной стружке, внутри которой пустота», то есть лишены того содержания, которое делает человека человеком и позволяет войти в вечность. Это происходит не потому, что Бог не хочет. Человек сам должен откликнуться на призыв Божий всеми силами души, ума и сердца. И когда он откликается, начинает устанавливаться эта живая связь между человеком, часто уже совершенно иссохшим духовно, и Источником воды живой. Под действием Божественной силы человек постепенно начинает духовно оживать.
У нас на приходе много искренне верующих людей. Однако, когда я начинал служить, здесь не было никого из тех, кто сейчас стоит в храме. Это говорит о том, что в какой-то момент Господь постучался в сердце каждого, и у вас начался путь к Богу – иногда быстрый, иногда более долгий, и когда мы обернемся назад, то поймем, что мы изменились. Хотя ещё и далеки от святости, но уже совсем не те, что были раньше. И это семя вечной жизни, посеянное в нашу душу не должно погибнуть, напротив, как цветок, эта жизнь должна раскрыться в нас во всей полноте и красоте, потому что сам Бог есть красота.
Мы видим эту красоту в сотворенном Им мире – в голубом небе, цветах и во многом другом. Но самое прекрасное, что есть в мире – это человеческая душа. И самое отвратительное – тоже человеческая душа. По молодости люди склонны больше ценить внешнюю красоту, но обычно с возрастом это проходит. А Господь всегда смотрит на красоту настоящую.
Сейчас продолжается праздник Сретения Господня. Господь Младенцем пришел в мир. Кто же изображен на иконе праздника? Божья Матерь. Кто Она? В тот момент – девочка двенадцати-четырнадцати лет, безродная сирота. Нигде не сказано об Ее особой образованности или удивительной женской красоте. Господь избрал Ее по красоте душевной.
Какое же качество особенно выделил в Ней Бог? Смирение. Это не значит, что Дева Мария была какой-то «забитой». Смиренные и смирённые – не одно и то же. Смирёнными бывают солдаты и заключенные, а смирение – это способность любить и правильно видеть себя. Почему это так важно?
Допустим, у женщины сын стал генералом или мэром, поэтому она очень горда собой. Даже матери отличников иногда пребывают в этом состоянии эйфории. А Дева Мария должна была дать земную жизнь Самому Богу и не возгордиться.
Рядом с Богородицей мы видим на иконе старца Симеона, которому было более ста лет, и пророчицу Анну, восьмидесяти четырех лет. Какая уж тут внешняя красота!? А Бог увидел их души красивыми и поэтому призвал к Себе.
Господь видит людские сердца, и наша задача не оставаться такими, какие мы есть, а расти и дорастать духовно до Бога, обретать максимально возможную духовную красоту и силу.
Даже мы можем видеть внутреннюю красоту в глазах человека, которая идет из глубин его души, воспринимать красоту его образа жизни. А Бог красив и ждет нашей красоты, и ничто отвратительное жизни вечной не наследует. Будем помнить это! Аминь.
О молитве за усопших
Читаем Евангелие. Неделя о Страшном Суде (видео)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|