Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Об одной женщине, которую исцелил Спаситель, сказано, что она имела "духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться" (Лк. 13, 11). Не те же ли самые слова можно отнести ко многим из нас, только вместо слова "женщина" сказать "душа"? И в самом деле, не бывает ли у нас такого чувства, что душа наша имеет "духа немощи", что "она скорчена и не может выпрямиться"?
О том, в чем эта немощь выражается, очень точно сказал апостол Павел: "…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7, 18-19).
И присутствие в себе этого духа немощи не ощущает лишь тот, кто не работает со своей душой, кто не ставит перед собой требования "выпрямиться", жить "достойно и праведно". Едва же примет человек решение жить жизнью высокой, не говорить, не думать, не делать ничего такого, чего не велит Бог, едва начнет внимательно следить за тем, как у него это получается, то обнаружит полную беспомощность и вместе с апостолом Павлом горько повторит: "…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7, 15).
Но тот же апостол Павел сказал и прямо противоположное: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия" (2 Тим. 1, 7).
Так в чем же дело? Немощны мы или сильны, в конце концов? И в чем они, сила и слабость? Есть у апостола Павла и такое: "Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12, 10), ибо сила Божия "совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9).
В ветхозаветной книге "Исход" (гл. 17) есть очень красноречивый рассказ. Когда израильтяне шли через пустыню, на них напали воинственные и многочисленные амаликитяне. Силою враги значительно превосходили израильтян, для которых столкновение грозило неминуемым поражением.
Тогда Моисей велел Иисусу Навину отобрать из народа людей мужественных - тех, кто не боится вступить в борьбу. Вот первое, чему стоит учиться. Одно дело - слабый трус, и другое - слабый храбрец. Сама храбрость может слабого сделать сильным, и хотя, конечно, одной ее еще недостаточно для победы, но без нее позорная гибель неминуема. Поэтому и Господь Иисус Христос говорит: "Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин. 14, 27). Мужество, храбрость - очень многое, но еще не все. Когда израильтяне вступили в сражение с амаликитянами, Моисей поднялся на гору в сопровождении Аарона и Ора и там предстоял пред Господом в молитве, воздевая руки к небесам. И пока руки его были подняты, израильтяне были сильны и теснили врага, но когда, утомившись, Моисей опускал руки, сильнее становился враг, и израильтяне отступали. Так и шло сражение с переменным успехом: руки Моисея воздеты к небу - и дело идет к победе, руки опущены - и амаликитяне начинают одолевать.
Так и сражение в нашей жизни. Пока душа устремлена к Богу, ввысь, дьяволу ни за что не одолеть нас. Но едва обратим помыслы на суетное, становимся ни на что не годны. Устремленность души ввысь - это молитва. В самый важный миг Божественной Литургии священник призывно возглашает: "Горе имеим сердца". То есть обратим сердца ввысь, к небесам. Возглашая эти слова, священник, подобно Моисею, воздевает руки.
Впрочем, то сражение, о котором читаем в книге "Исход", едва не было проиграно. Моисей был пожилым человеком. Да и молодой вряд ли сможет очень долго держать руки поднятыми вверх. Это сначала легко, а потом руки все тяжелеют и тяжелеют. Все чаще и чаще опускал их Моисей, все труднее и труднее было снова поднимать их. И совсем бы, наверное, все закончилось плачевно, несмотря на храбрость израильтян, если бы не выручили Моисея его помощники - Аарон и Ор, которые догадались усадить Моисея на камень, взять его руки в свои и держать их так до тех пор, пока не наступит окончательная победа.
И, подобно Моисею, никто из нас не сможет одними своими усилиями воздевать к небесам свои руки, устремлять "горе" сердце и душу. Наши "Аарон и Ор" - это братья и сестры во Христе, это святые, это Богородица, это Ангел-Хранитель наш. Они воздевают руки вместе с нами.
Поодиночке каждый немощен и, как та женщина в Евангелии, скорчен и не может выпрямиться. Все вместе, держась друг за друга, помогая друг другу, мы распрямляемся и в совместной молитве и труде ощущаем, как уходит из нас дух немощи, дух боязни и воцаряется дух "силы, любви и целомудрия".
Тогда, в ветхозаветные времена, после победы Моисей велел поставить на месте сражения памятник, на котором написал: "Иегова Нисси", что в переводе с еврейского означает "Господь - знамя мое". И если нужны людям памятники, то, наверное, это самый лучший. "Господь - знамя мое". Только с этим знаменем немощный обретает силу и побеждает все, казавшееся непобедимым. Только Господь непобедим. Господь и те, кто встал под Его знамя.
"Что худого нашла ты в Иисусе?"
На камне или на песке? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|